Теории объясняющие сущность девиантного поведения

Теории объясняющие сущность девиантного поведения

Физические черты связаны с преступными наклонностями (Ломброзо)

«Криминальный тип» есть результат деградации к ранним стадиям эволюции и его можно определить по таким чертам, как, например, выступающая нижняя челюсть и низкий лоб. Преступник – скорее больной человек, чем виновный.

Строение тела (Шелдон)

Определенное строение тела указывает на повышенную склонность к девиации, (например, мускулистое, стройное тело).

Психоаналити-ческая теория (Фрейд)

К девиации приводит конфликт между потребностями, инстинктами человека и требованиями морали, запретами цивилизации.

Девиация, в т.ч. самоубийства, происходят вследствие отсутствия ясных социальных норм и ценностей.

Девиация возникает в случае, если невозможно достичь культурно одобряемых целей социально приемлемыми средствами.

Девиации возникают, когда культурные ценности, нормы и социальные связи разрушаются, ослабевают или становятся противоречивыми.

Теория стигматизации (клеймения)

Индивид превращается в преступника потому, что общество «навязывает» ему такую роль. Девиация – это клеймо, которое группы, обладающие властью, ставят на поведение менее защищенных групп.

Причиной девиации являются конфликты между нормами субкультуры и доминирующей культуры. Криминогенный фактор – конфликт между культурными ценностями различных сообществ.

Теория дифференци-альной связи (Сатерленд)

Преступному поведению учатся у тех, с кем есть связь. Научение преступному поведению происходит главным образом в малых группах.

Быстрый социальный сдвиг всегда приводит к росту явлений девиантного поведения, т.к. выработанные навыки и нормы теряют эффективность. Существенно повышается внутренняя готовность к изменению моделей своего поведения. Нормы хотя и существуют, но перестают выполнять свои функции регуляции социального поведения. Тогда возникает аномия — такое состояние общества, когда ранее общепринятые нормы, ценности и узаконенные способы достижения целей произвольно игнорируются индивидами или группами или расцениваются ими как необязательные (определение Э. Дюркгейма).

Тема 8. Массовое и коллективное поведение.

Массовым называют поведение людей, обладающее такими чертами, как неорганизованность, некоординированность, неструктурированность, индивидуальный выбор линий поведения. Примеры: массовый спрос на товары, мода, слухи, массовые увлечения молодежи, массовые пристрастия. В отличие от толпы массы людей разбросаны, между людьми отсутствует постоянный контакт одного человека с другим.

Хоть действия людей разрозненны, в совокупности они способны создавать значительные социальные изменения. Например, слухи могут сильно влиять на политическую жизнь, на ситуацию на рынке, особенно при активной поддержке средств массовой информации.

Коллективное поведение — массовые, спонтанные реакции людей (толп) на критические (“пограничные”) ситуации, возникающие объективно и внезапно (стихийные бедствия, войны, революции, мятежи, бунты, массовая истерия и т.п.). Основной характеристикой такой ситуации является ее непредсказуемость, непривычность, новизна.

Рассматривая коллективное поведения социологи выделяют такие его характеристики:

1. Фокус внимания его участников перемещен с повседневных проблем на отдаленные — национальные или международные. Это ведет к утрате чувства реальности.

2. Часто это действия “по прямой” в обход законных процедур.

3. Нестабильность, готовность изменить направление и интенсивность своей реакции — от апатии до активных действий. Даже спокойная толпа (публика) может внезапно стать активно действующей.

4. Коллективное поведение протекает на большой скорости.

Наиболее характерные черты толпы:

1. Толпа представляет собой единое целое, как организм низшего порядка. Толпа обладает свойствами биологического организма.

2. Толпа оказывает подавляющее действие на психику человека. Могут подавляться базовые инстинкты человека, в т.ч. инстинкт самосохранения.

3. Личность в массе нивелируется, приобретает другие черты. Человек в толпе может сделать то, что никогда не сделает в одиночку (в т.ч. убить).

4. Поступки людей, вовлеченных в акции коллективного поведения, становятся иррациональными, могут отличаться необъяснимой враждебностью в отношении предполагаемых виновников.

5. Особо сильное влияние оказывает лидер. В ситуациях напряженности поступки людей отличаются истерической верой в харизматического лидера. Лидеры, как правило, хорошо представляют эти особенности масс и используют особенности поведения человека в толпе для достижения своих целей.

Учитывая эти свойства, любая толпа представляет собой опасный феномен. Чем плотнее толпа, тем данные черты проявляются сильнее.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Токарева Юлия Михайловна, кандидат социологических наук, преподаватель кафедры социальной работы с курсом педагогики и образовательных технологий дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО ВолгГМУ Минздрава России

УДК 316

Введение

Девиантное поведение обычно рассматривается с нескольких сторон. Во-первых, девиантным поведением называют некие человеческие действия, не соответствующие фактически сложившимся в обществе стандартам. Во-вторых, девиантное поведение определяют, как социальное явление, которое выражается в массовых формах человеческой деятельности и не соответствует официально установленным в обществе нормам.
Не только угнетающие социальные условия и дезадаптивные биологические особенности человека повышают вероятность формирования девиантности. Гораздо большее влияние на развитие девиации оказывают психологические особенности людей.

Актуальность и практическая значимость работы обусловлена недостаточной изученностью возникновения внутренних противоречий социальными и биологическими теориями, поскольку действительными причинами отклоняющегося от нормы поведения выступают личностные особенности и психологические механизмы девиантности.

Цель: изучение психологических теорий девиантного поведения.

Задачи:

  • Изучить и проанализировать теоретический материал по данной теме;
  • Исследовать общие закономерности всех теорий;
  • Сделать вывод о значимости психологических теорий девиантности.

Научная новизна статьи в том, что в наши дни приоритетным развитием считается именно психологический подход к девиантному поведению. Но в рамках данного подхода объединяются множество различных теорий, направлений и взглядов на природу девиантности, и все вышеперечисленное интегрирует общее представление о ведущей роли личности. В своей статье же я рассмотрю лишь часть теорий, показав, на мой взгляд, наиболее важные направления, объясняющие суть девиантной личности.

Основная часть

Виктор Франкл наряду с другими психологами вывел в своё время новое смысловое поле психологии, связанное с усвоением моральных норм. Это поле получило название экзистенциально-гуманистического направления. Специфическими человеческими характеристиками называют, в первую очередь, духовность, свободу и ответственность. Духовность человека предполагает осмысленное существование в форме свободного самоопределения в мире ценностей. Проблемы поведения, называемые девиацией, тем или иным образом, связаны с дефицитом вышеуказанных качеств (как правильно, с проявлениями бездуховности). Согласно В. Франклу основная мотивация людей – это стремление к смыслу, без которого попытки выживания в некоторых ситуациях просто невозможны. Тогда позиция девиантной личности выступает предопределенной. То есть человек не рассматривает себя как режиссера своей судьбы, вследствие чего он не сопротивляется различным (природным, социальным и психологическим) детерминантам определять свой жизненный путь. Люди, не имеющие высокой цели в жизни, с большей степенью вероятности станут искать смысл в наркотиках, алкоголе или беспорядочных половых связях. Ещё одним примером могут быть криминальные группировки, члены которых думают лишь о собственной выгоде, не обращай внимания на то, какими средствами она будет получена.

К рассмотренному разделу психологии тесно примыкают гуманистические теории, в частности, клиент-центрированная психология Карла Роджерса. Главное место в ней занимают понятия самости и самоактуализации. Карл Роджерс рассматривает самость в качестве организованного гештальта, образа своего «Я», вечно находящегося в процессе формирования по мере изменения ситуации. Самоактуализация же объясняется как определенное стремление личности к росту и развитию. У девиантной личности процесс самоактуализации заблокирован. Преградой могут служить как искаженные представления о самом себе (неверный гештальт), так и противоречивый опыт, некий внутренний конфликт между потребностью в самореализации и зависимостью от оценок окружающего общества. К примеру, такая сексуальная девиация как нарциссизм, проявляющаяся в виде самолюбования, завышенной самооценки, повышенного интереса к собственной внешности и телу, чаще всего возникает в результате искаженного образа своего «Я».

По мнению Эриха Фромма, желая установить гармонию между собой и природой, человек вынужден преодолевать различные противоречия, не зависящие от его воли: конфликт стремления к реализации всех возможностей и недостатком средств для их осуществления; противоречия между чувством одиночества и чрезмерной связанности с другими людьми в обществе. Человек не способен устранить все объективные противоречия, но может по-разному на них реагировать; кто-то «бежит от свободы», кто-то связывается с миром через любовь и труд. Некоторые личности отказываются от собственного «Я», тогда крайним выражением становится садомазохистский комплекс. Некоторые полностью усваивают тот тип личности, который предлагает им социум, утрачивая индивидуальность. А некоторые отчуждают мир через его разрушение. В отличие от садизма, такая разрушительность не стремится к господству, но она превращает все живое в мертвое. Кто не слышал о российском художнике Петре Павленском? Нельзя назвать его выходки современным искусством, скорее это девиация, выраженная в бунте. Но что могло стать причиной этого? Думаю, он просто не может преодолевать противоречия, которые встречаются у него на жизненном пути.

Читайте также:  Твердые экссудаты

Фриц Риман связывает различные типы личности (в том числе и девиантную) с характерными личностными страхами и соответствующей реакцией на них. Такой взгляд основывается на четырех типах личностных страхов, с которыми сталкивается каждый человек в течение всей жизни. Это страх потери своего «Я», одиночества, страхи перед изменением и неизменностью. Можно заметить, что все они носят, как правило, парный характер — первый со вторым и третий с четвертым – (несмотря на противоположность видов). Указанные виды страха- индикатор духовной и интеллектуальной зрелости личности. В случаях девиации реакция на эти страхи нарушена.

Психодинамически ориентированная индивидуальная психология Альфреда Адлера — одна из наиболее популярных в наши дни. Адлер сделал акцент на то, что в детстве человек переживает собственную слабость и беспомощность, на основе которых формируется чувство неполноценности, которое в дальнейшем можно компенсировать. При недостаточной или извращенной компенсации чувство неполноценности переживается особо остро и переходит в комплекс неполноценности. Случаи нарушенного поведения в данном случае не редкость. Зачастую в коллективах встречаются такие конфликтные люди, которые постоянно всех задевают, указывая на недостатки человека. Психологами давно доказано, что это люди с комплексом неполноценности. В качестве девиантной личности можно указать террориста, являющегося хорошим примером сочетания ненормальной установки и непреодоленного комплекса неполноценности.

Стоит кратко упомянуть и экологическую теорию. Она рассматривает взаимодействие системы человек-среда. Такая девиация как преступность может возникать тогда, когда отсутствует определенная стабильная нормативно-ценностная система с поддерживающими социальными институтами. В качестве примера возьмем некий городской район, где из-за высокой степени миграции населения не успевают образовываться устойчивые соседские общины, которые могли бы осуществлять эффективный неформальный контроль поведения людей.

Когнитивное направление, во главе которого стоял Аарон Бек, и рационально-эмотивная теория Альберта Эллиса берет за основу нарушенного поведения неприспособленные мыслительные схемы людей. Интерпретация стрессовых ситуаций и тревожных состояний в целом определяет поведение человека. К примеру, при депрессии печаль преобразуется в чувство всеобщей потери и поражения. На уровне поведения в данном случае возникает отказ от активности и динамики. Другая ситуация может восприниматься чрезмерно угрожающе, что спровоцирует чувство тревоги, а затем — агрессию или избегание. Все маньяки когда-то сами были жертвами каких-то обстоятельств. Это либо недолюбленные дети, либо мстительные взрослые. Но все их поступки- это результат той самой неверной интерпретации какого-то стресса.

Формируется мнение, что отдельные научные направления и теории, объясняющие девиантное поведение, в целом не противоречат друг другу, а взаимно дополняют общую картину представлений. Можно заметить, что в результате мы не обнаружили определенной линейной зависимости между девиантными действиями и каким-либо одним конкретным механизмом.

Вывод

Отклоняющееся поведение личности представляет собой сложную форму социального поведения, детерминированного системой взаимосвязанных факторов — биологических особенностей, социальных условий и психологических причин. Стоит отметить, что психологические причины в основном преобладают над остальными факторами, влияющими на формирование такого поведения. Оно может быть следствием бездуховности, формироваться в результате отсутствия целей в жизни или под влиянием искаженных представлений о самом себе и окружающем мире. Продолжать этот перечень можно долго. Психологических причин, безусловно, много. Именно поэтому стоит задумываться о таких тонкостях девиации хотя бы с той целью, чтобы искореняя определенные ситуации, оказывающие негативное влияние на поведение людей, потенциальных преступников становилось со временем меньше, а искусство оставалось искусством со своей моралью.

25.05.2017, 21:13 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Это реферат, причем плохой. Ничего нового в этом нет, теории не все. Например ценностной теорией о которой я писал (да и не только я) тут нет. Экологической тоже нет. К публикации не рекомендуется.

Самыми первыми теориями девиантного поведения были биологические теории. В их основе лежало предположение, что некоторые люди плохи от рождения, имеют врожденные личностные изъяны, которые обусловливают их антиобщественное поведение.

Итальянский психолог Чезаре Ломброзо (1835–1909) предложил теорию врожденного преступника. Он был убежден, что вследствие генетических особенностей врожденные преступники не могут обуздать свои инстинкты. Исправить этих людей практически невозможно.

Американский врач Уильям Шелдон (1898–1977) подчеркивал важность изучения строения тела человека для прогнозирования его поведения, поскольку определенное строение тела означает определенные личностные качества.

В основе психоаналитических теорий лежит изучение конфликтов, происходящих в сознании личности. Согласно теории Фрейда, у каждой личности под слоем активного сознания находится область бессознательного – это наша психическая энергия, в которой сосредоточено все природное, первобытное. Человек способен защититься от собственного природного «беззаконного» состояния путем формирования собственного Я, а также так называемого сверх-Я, определяемого исключительно культурой общества. Однако может возникнуть состояние, когда внутренние конфликты между Я и бесознательным, а также между сверх-Я и бессознательным разрушают защиту и наружу прорывается наше внутреннее, не знающее культуры содержание. В этом случае может произойти отклонение от культурных норм, выработанных социальным окружением индивида.

В соответствии с социологическими, или культурными, теориями индивиды становятся девиантами, так как процессы проходимой ими социализации в группе бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определенным нормам, причем эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности. Когда процессы социализации успешны, индивид сначала адаптируется к окружающим его культурным нормам, затем воспринимает их так, что одобряемые нормы и ценности общества или группы становятся его эмоциональной потребностью, а запреты культуры частью его сознания. Он воспринимает нормы культуры таким образом, что автоматически действует в ожидаемой манере поведения большую часть времени. Ошибки индивида редки, и всем окружающим известно, что они не являются его обычным поведением.

Интеракционистское направление в рамках социологического подхода представляют Танненбаум, Беккер, Лемерт, Гофман, Хофнагель и др. Они объясняют девиантное поведение негативной социальной реакцией, стигматизацией (клеймением), «наклеиванием ярлыков» на лиц, чье поведение отклоняется от норм.

Конфликтологический подход к проблеме девиации представлен «радикальными криминологами». Они отвергают все теории преступности, трактующие девиацию как нарушение общепринятых законов. Некоторые конфликтологи утверждают, что законы и деятельность правоохранительных органов – это орудие, которое правящие классы используют против тех, кто лишен власти. Отсюда следует, что «радикальная криминология» не интересуется, почему люди нарушают законы, а занимается анализом сущности самой законодательной системы.

Основные формы девиантного поведения:

Самоубийства. Одной из главных причин, влияющих на самоубийство, Владимир Бехтерев называл систему образования, которая развивает в школьниках пессимизм, неврастению, попирает «лучшие общественные и человеческие идеалы». Российские исследователи обращали большое внимание на дефекты нравственного развития личности в генезисе суицидального поведения, связывали эпидемии самоубийств с кризисом нравственности и утратой смысла жизни. Они же обращали внимание на необходимость общественных усилий для предупреждения суицидального поведения.

Проституция. Исследования по истории проституции, ставшие классическими, были предприняты такими авторами, как Блох, Дубошинский, Тарновский, Обозненко, Клевцов и др. В результате опросов были получены сведения о мотивах занятия проституцией, возрасте первых половых контактов проституток, заболеваемости среди них, а также о коррумпированности полицейских чинов, закрывающих глаза на всевозможные нарушения нормативной регламентации занятия проституцией и содержания публичных домов.

Гомосексуализм. Хотя природа гомосексуальной ориентации до сих пор остается предметом дискуссий, гомосексуализм традиционно рассматривается и как вид девиантного поведения. Очевидно, что хотя бы ситуационный гомосексуализм (в местах лишения свободы, в закрытых учебных заведениях, в армии и на флоте) не безразличен к социальным факторам. Тарновский предложил различать гомосексуализм врожденный и приобретенный в результате внешних влияний.

Читайте также:  Тошнота и слабость во время месячных

Наркотизм. Первые отечественные исследования наркотизма относятся к концу XIX (Моравицкий) и началу XX в. (Левитов, Сикорский). Моравицкий делит потребителей наркотиков на привычных и случайных. Тесную связь наркотизации населения с социально-бытовыми условиями подчеркивает Шоломович.

Преступность. Преступность всегда считалась самым опасным видом «социальной патологии». Российские исследователи в начале XX века пришли к мнению, что причины преступления коренятся не только в личности преступника, но и в обществе, поэтому нельзя считать преступление исключительно актом «свободной воли» преступника (постулат классической школы уголовного права), рассчитывать на наказание как единственное или главное средство контроля над преступностью. По классификации Жижиленко, криминогенные факторы находятся в окружающей природе, в индивидуальных особенностях личности, в условиях социальной среды. Другое направление криминологической мысли начала прошлого века – клиническое, сосредоточивавшее внимание на индивидуальных, личностных факторах преступности (Браиловский, Бруханский, Познышев). В те годы было проведено много прикладных, эмпирических исследований с использованием разнообразных методов. В результате были созданы «портреты» детоубийц (Гернет), насильников (Бруханский), хулиганов и поджигателей (Сегалов) и др.

5.Массовоесознание и массовые действия

Для социологии представляет познавательный интерес массовое сознание и такое его состояние как общественное мнение, — важнейший регулятор социального взаимодействия и коммуникации, фактор социализации и образования личности.

Это отношение к социальным событиям, к деятельности общностей, организаций, отдельных личностей. Общественное мнение способно не только отражать объективную действительность, но и воздействовать на практическую деятельность людей через механизм социальных норм и контроля.

«Британская энциклопедия» определяет общественное мнение как совокупность индивидуальных взглядов, отношений, мнений относительно какого-либо конкретного вопроса, выражаемых значительной частью общества. В общественном мнении проявляется комплекс предпочтений, выражаемых значительным числом людей по общезначимому вопросу. К его признакам можно отнести :

публичность высказывания мнения,

· широкая распространенность в массах,

· выступает как продукт взаимодействия людей,

· затрагивает общие интересы,

· формируется по общественно значимым вопросам в процессе борьбы мнений.

Выразителями его могут выступать любые объединения людей, организации, средства массовой информации, отдельный человек.

Выразители общественного мнения выступают и лидерами мнения. Лидерами мнения является та часть его выразителя, которая обладает возможностью не только высказывать существующее мнение, но и оказывать реальное воздействие на его функционирование.

К основным факторам формирования общественного мнения относят: экономические и социально–политические условия, уровень культурного развития, образовательный уровень населения, утвердившийся образ жизни, средства формальной и неформальной, массовой и межличностной коммуникации. Общественное мнение формируется как стихийно, так и сознательно через внушение, убеждение, подражание.

Условия оптимального формирования и функционирования общественного мнения:

· возможность получения информации, соответствующей основным требованиям, предъявляемым к социальной информации (т. е. систематизированность, комплексность, полнота, объективность, оптимальность, оперативность);

· возможность обмениваться мнениями внутри данной общности в целом и значимых ее групп;

· право и реальная возможность публично выражать весь диапазон мнений по данной проблеме.

Американский социолог У. Липпман в книге «Общественное мнение» высказал мысль, что теперь общественное мнение, особенно по политическим вопросам, формируется средствами массовой информации. Общественное мнение обладает ограниченными возможностями, так как не способно адекватно отражать социальную реальность, а в некоторых случаях может оказаться даже ошибочным. Этот вывод Липпмана был подкреплен теорией стереотипизации массового сознания, согласно которой в повседневной жизнедеятельности люди, как правило, оценивают ситуацию и поступают шаблонно в соответствии с имеющимися у них стереотипами. Социальный стереотип – это упрощенный, схематизированный образ какого-либо социального объекта, который обладает значительной устойчивостью.

Таким образом, можно сказать, что общественное мнение в современном обществе выступает как индикатор социальных процессов и явлений.

Массовое поведение представляет собой стихийную реакцию людей на социальную ситуацию, затрагивающую их интересы. К формам массового поведения относят действия толпы и людских масс, панику, погромы, бунты, мятежи и т. д.

Социологические исследования этих вопросов начались с разработки теории толпы. Наибольшую известность в данной области получила концепция французского социального психолога и социолога Г. Лебона (1841–1931). В соответствии с этой концепцией толпа обладает собственной коллективной психикой, в которой как бы растворяется психика отдельных людей. В толпе человек теряет свой индивидуальный облик и начинает вести себя непредсказуемо. Г. Лебон выделил три фактора, определяющих поведение толпы:

? безликость толпы, порождающую чувство безответственности и вседозволенности у принимающих участие в коллективных действиях;

? склонность к подражанию и восприятию «заразительных» эмоций, способствующих сохранению единства социальной массы;

? повышенную внушаемость толпы, ее готовность подчиняться фанатичным лидерам, следовать их призывам и лозунгам.

Толпа часто становится объектом манипулирования со стороны экстремистских партий и организаций, которые используют бессознательные иррациональные мотивационные механизмы участников массовых действий. Роль этих механизмов тем больше, чем меньше человек понимает суть происходящих событий. Кроме того, в определенных условиях бессознательно-иррациональные побуждения могут вообще вытеснить все другие формы регуляции поведения. Например, голод и страх способны стать такими психологическими доминантами, которые будут вызывать панику, погромы, массовые волнения, бунты, мятежи, восстания и т. д.

Несколько иной тип массового поведения представляют социальные движения, под которыми принято понимать коллективные действия, способствующие или препятствующие социальным изменениям.

Основные подходы к объяснению девиантного поведения представляют собой не столько конкурирующие теории, сколько описание совокупности факторов, влияющих на склонность к девиантному поведению, и вызывающих различные формы девиации.

Многие теории, пытаясь объяснить склонность определенных категорий людей к девиантному (преступному) поведению, обращаются к физиологическим факторам, прежде всего к физическому типу (Ч.Ламброзо, У.Шелдон).

Предпринимались попытки объяснить склонность к девиантному (деликвентному) поведению с помощью психологических факторов. Так, З.Фрейд выдвинул концепцию, согласно которой люди, принадлежащие к некоторым психологическим типам, склонны к девиантному поведению и сами как бы стремятся к тому, чтобы их оценивали как потенциальных преступников.

Однако эмпирические исследования не дали надежных результатов, подтверждающих эти теории. Большей достоверностью отличаются социологические концепции. Основные социологические теории, объясняющие девиантное поведение распадаются на две группы:

I. Теории, рассматривающие девиацию как отклонение от норм, признаваемых всем обществом (функционалистский подход)

1. Теория аномии. Согласно Э.Дюркгейму, основной причиной девиантного поведения является разрушение системы общественных ценностей в периоды быстрых социальных перемен. Таким образом, рост преступности связан с определенными этапами развития общества.

В отличие от этого, Р. Мертон считал аномию внутренне присущей современному ему буржуазному обществу, так как она возникает в результате рассогласования терминальных и инструментальных ценностей. Возникает парадокс — отклоняющееся поведение является следствием стремления следовать общепризнанным целям. Из 5 выделенных Мертоном типов поведения 4 являются разновидностями девиации (все, кроме конформизма).

Типология отклоняющегося поведения Р. Мертона

Тип поведения Терминальные Инструментальные

2. Теория деликвентных культур. Согласно этой теории (Селлин, Миллер, Сазерленд), девиантные (деликвентные) группы и субкультуры, однажды возникнув, имеют тенденцию к самовоспроизводству. Молодежь втягивается в эти субкультуры, поскольку не может противостоять их социализирующему воздействию.

II. Теории, объясняющие возникновение и поддержание девиантных субкультур тем, что правящие группировки общества сами определяют некоторые виды поведения как девиации, и тем самым способствуют формированию девиантных и деликвентных субкультур (конфликтологический и марксистский подход).

1. Концепция стигматизации (приклеивание ярлыков). Автор — Говард Беккер. Основа концепции — понятие «первичной» и «вторичной» девиации. Согласно этой концепции, многие люди могут совершить аморальные и даже противоправные поступки достаточно случайно. Но после этого они получают от общества «метку» («стигму») преступника, и, отбыв наказание за первый проступок, уже вынуждены вливаться в криминальную среду.

При этом правила, которые определяют норму в данном обществе, создаются относительно узкими кругами влиятельных лиц, решающих, какие формы поведения правомочны, а какие — нет, в соответствии со своими представлениями и нормами, принятыми в их кругу.

2. Еще дальше в отрицании наличия целостной нормативной системы общества пошли сторонники так называемой «радикальной криминологии». Как пишет Н. Смелзер, «радикальная криминология» не интересуется, почему люди нарушают законы, а занимается анализом сущности самой законодательной системы.

Законодательные акты рассматриваются как результат классовой борьбы, стремления правящих классов закрепить свое господство и подавить сопротивление угнетенных классов. В этом отношении радикальная криминология перекликается с классическим марксизмом.

Читайте также:  Темно коричневые выделения перед родами

Тема 5. Личность как субъект общественной жизни. Социализация и воспитание личности. Социализация как процесс усвоения культуры. Современные концепции социализации. Особенности социализации в современном и традиционном обществах. Понятие первичной и вторичной социализации. Роль референтных групп в процессе социализации. Саморегуляция личности. Свобода и ответственность личности. Общая характеристика межличностных отношений. Конфликтные ситуации и способы их разрешения.

5.1. Социализация — совокупность способов формирования навыков и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям(Смелзер).

Социализация включает две стороны. Во-первых — это процесс усвоения культуры, групповых норм и ценностей; во-вторых — формирование «Я» – личности человека.

Понятие «личность» отличается от понятия «индивид». Под «личностью» (personality) понимается конкретный человек во всем богатстве его биологических и социальных черт. Таким образом «личность» — одно из самых содержательных понятий социологии, в то время как «индивид» — понятие бедное, не предполагающее никаких или почти никаких предварительных знаний по психологии, социобиологии, социологии.

Теоретические основания изучения личности заложил З.Фрейд (1856-1939), впервые выделивший два компонента личности — «бессознательное» (id) и социальное ценностно-нормативное начало («superego»). Собственно личность как совокупность индивидуальных типологических особенностей человека (ego), согласно Фрейду, формируется на пересечении этих двух компонентов.

Нередко социализация рассматривается исключительно как процесс воспитания и обучения в молодости и детстве. Однако такое понимание односторонне. Человек проходит процесс социализации в течение всей жизни, поскольку на каждом этапе ему приходится осваивать культуру новых социальных групп и слоев, в которые он «перемещается» по мере прохождения жизненного пути.

Кроме нормального процесса социализации, при котором человек усваивает культуру новой группы, опираясь на багаж усвоенных ранее норм и ценностей, существует так называемая «ресоциализация», когда новое социальное окружение ломает, в корне меняет все сложившиеся ранее представления человека о жизни.

Теории социализации

Вплоть до конца XIX в. в европейской и американской науке преобладали теории воспитания, берущие начало от работ просветителей (человеческая психика как «табула раза» — чистая доска, которую необходимо заполнить содержанием через воспитание) или от этического учения И. Канта (моральные принципы, единые для всего человечества, изначально присущи человеческой психике, и задача воспитания состоит в том, чтобы дать возможность проявиться этим принципам). При всех различиях, существовавших между этими подходами, они не могли объяснить реальных процессов, происходивших в человеческом обществе. Почему столь различны нормы и ценности, управляющие поведением людей? Почему молодые люди, которым в школе прививались одни и те же моральные принципы, так сильно различаются и по характеру и по жизненному пути?

Эти вопросы не случайно возникли в конце XIX в.; именно в этот период происходит окончательная трансформация традиционного европейского общества в индустриальное, а затем — в постиндустриальное.

Возникает несколько фундаментальных теорий социализации, составляющих основу современного понимания этого процесса.

5.2.1. Теория З. Фрейда. Ее задача — объяснить причины психологических конфликтов, возникающих у современного Фрейду европейца, как в процессе первичной социализации (в детстве), так и в зрелом возрасте. Суть его теории состоит в том, что человек в процессе взросления преодолевает противоречия между id и superego, то есть между физиологическими (в первую очередь эротическими) влечениями и ограничивающими их социальными нормами. В ходе социализации он проходит 4 стадии: оральную, анальную, генитальную и фаллическую, в зависимости от того, от каких именно органов своего тела он получает наибольшее удовольствие и разрядку. Последняя стадия совпадает с формированием устойчивого влечения к лицам противоположного пола. Разные люди проходят эти стадии по-разному; зачастую это связано с неконтролируемой свободой, либо, наоборот, с чрезмерным подавлением их естественных потребностей. В зависимости от этого, формируются психологические особенности личности — крайний эгоизм или наоборот альтруизм, всевозможные психологические комплексы (которые сам Фрейд считал нормой; лишь крайние проявления комплексов можно считать аномальными). Наиболее распространенные комплексы — Эдипов (скрытое влечение мальчика к матери и конкуренция с отцом) и комплекс Электры (влечение девочек к отцу и конкуренция с матерью).

5.2.2. В отличие от школы Фрейда (психоанализ), направление, названное впоследствие Х. Блумером символическим интеракционизмом (Ч. Кули, Дж. Мид, А. Халлер), интересовалось не психологическими конфликтами, а отражением нормального процесса социализации, и прежде всего — почему система общественного образования и воспитания приводит к тому, что разные группы учащихся воспринимают разные ценности, зачастую прямо противоположные тем, которые предлагаются обществом. Они отметили, что формирование личности идет не только под влиянием школьных программ и СМИ, но главным образом под влиянием тех социальных групп, в которые включен ребенок с самого рождения. Наиболее разработан этот подход у американского философа Дж.Мида (1863-1931).

Основная идея Мида состояла в том, что социализация в раннем возрасте происходит через постепенное освоение ребенком социальных ролей в группах. При этом, в детстве человек последовательно проходит три стадии: стадию имитации, на которой ребенок повторяет отдельные действия, присущие той или иной роли (например, шлепает игрушки, или прикладывает к ним стетоскоп); стадию индивидуального играния роли, на которой ребенок играет целостную роль, но в «социальной группе» своих игрушек (папа, мама, врач, и т.д.); наконец, стадию коллективного играния ролей, когда группы детей (5-8 лет) распределяют роли между собой («дочки-матери», «казаки-разбойники», «Штирлиц-Мюллер»).

Структура личности, по Миду, при внешней схожести с гипотезами Фрейда, в корне отличается от последних. Личность включает два уровня: «I» и «Me», которые на русский язык не совсем точно переводятся как «Я» и «Меня». Оба эти местоимения должны переводиться как «Я», но в разных значениях этого слова. «I» — это то, что я думаю о других и о себе, это мой внутренний мир. «Me» — это то, что, по моему мнению, обо мне думают другие, это моя внешняя социальная оболочка, как я ее себе представляю. Таким образом, если «Ме» в целом идентично «Superego», то «I» отличается и от «Id», и от «Ego» поскольку не предполагает бессознательного.

5.2.3. Теории Фрейда и Мида призваны объяснить эмоционально-нормативный срез личности. Однако не меньшее значение имеет развитие познавательных возможностей (Ж.Пиаже, А.Н.Леонтьев).

Швейцарский психолог Ж.Пиаже (1896-1980) разработал теорию стадий когнитивного (познавательного) развития. Суть его теории состоит в том, что ребенок в процессе социализации воспринимает информацию не пассивно , а в соответствии со своими потребностями и устремлениями. Пиаже выделял четыре стадии интеллектуального развития ребенка:

сенсомоторную (до 2 лет), на которой ребенок не отделяет себя от окружения;

дооперациональную (эгоцентрическую — до 7 лет), на которой мир воспринимается исключительно через призму своих эгоистических потребностей;

стадию конкретных операций (7-11 лет), характеризующуюся тем, что ребенок осваивает отдельные физические и логические операции, становится менее эгоцентричным, но не способен посмотреть на себя глазами других людей;

стадию формальных операций (11-15 лет), когда юноша или девушка не только научаются пользоваться всем богатством логики, начинают выбирать оптимальное решение из множества, но, самое главное, начинают, выражаясь языком Дж. Мида, формировать образ «обобщенного другого», то есть общественного мнения, оценивающего их собственное поведение.

Близкую концепцию развивали советские психологи, предложившие так называемый деятельностный подход к анализу психологических процессов, в том числе и процесса социализации (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев). Согласно этому подходу, суть обучения вообще, социализации в частности, состоит в постепенном переносе операций с предметного уровня (игра, конструирование) на психологический уровень (логические операции, образное мышление).Школа Рубинштейна-Леонтьева также как Дж.Мид и Ж.Пиаже выступила против понимания социализации как пассивного усвоения набора «вечных истин». В отличие от Пиаже, советские психологи подчеркивали значение культурно-исторического компонента в процессе социализации – социализация проходит по-разному в обществах разного типа, обладающих разной культурой.

Таким образом, между теориями социализации нет существенных противоречий; они скорее рассматривают различные ее стороны.

Ссылка на основную публикацию
Теории мкб
Мочекаменная болезнь: диагностика, профилактика Мочекаменная болезнь (МКБ) – хроническое заболевание, которое характеризуется образованием камней (конкрементов) в мочевыводящих путях: чашечках, лоханке,...
Тень металлической плотности
Описание скиалогической картины. Скиалогический анализ требует глубокого знания не только скиалогии, но и нормальной и патологической рентгеноанатомии и рентгенофизиологии, в...
Тень сердца смещена влево
Как можно определить, какая из камер сердца расширена? - Расширение желудочков. При этом обычно наблюдается смещение нижней части контура сердца...
Теории объясняющие сущность девиантного поведения
Физические черты связаны с преступными наклонностями (Ломброзо) "Криминальный тип" есть результат деградации к ранним стадиям эволюции и его можно определить...
Adblock detector