Трудный подросток особенности саморазрушающего поведения подростков

Трудный подросток особенности саморазрушающего поведения подростков

Каримова Раушан Бейдалиевна

д.псх.н., профессор Казахского Национального

педагогического университета им. Абая, г. Алматы,

зав. научно-технической лабораторией

превентивной суицидологии, г. Алматы

Казахбаева Гульнур Искакбековна

магистр психологии и педагогики Казахского Национального

педагогического университета им. Абая, г. Алматы,

Шалабаева Лаура Исмаилбековна

магистр психологии Казахского Национального

педагогического университета им. Абая, г. Алматы,

Состояние проблемы становления подрастающего человека в современном дисгармоничном мире оценивается как кризисное. Его деструктивность выступает в различных формах, но наиболее отчетливо и явно она проявляется в саморазрушительных тенденциях, имеющих устойчивую тенденцию к росту. Саморазрушения несовершеннолетних наносят не только популяционный ущерб, но и урон вследствие негативной социальной значимости этого явления для семьи, школы и общества в целом.

В последнее время растет число подростков, имеющих тенденцию аутодеструктивного поведения личности. Помочь им можно лишь только хорошо понимая причины, приводящие к пренебрежению жизнью. Лучше всего эти причины видны на группе лиц с саморазрушением, так как это наиболее явная, отчетливо заостренная форма аутодеструктивного поведения.

Аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение — это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Предпосылкой аутодеструктивного поведения в частности является апатия, неверие в личные перспективы, снижение творческой и витальной активности в результате психической травмы. Однако наличие психотравмирующей ситуации – недостаточное условие для проявления аутодеструктивного поведения. Вторая составляющая – личностные особенности подростка, многие авторы обнаруживают ряд особенностей личности, не позволяющих ей адекватно реагировать на жизненные проблемы и тем самым предрасполагающих к аутодеструктивному поведению. К ним часто относят: напряжение потребностей и желаний, неумение найти способы их удовлетворения, отказ от поиска выхода из сложных ситуаций, низкий уровень самоконтроля, неумение ослабить нервно-психическое напряжение, эмоциональная нестабильность, импульсивность, повышенная внушаемость, бескомпромиссность и отсутствие жизненного опыта. Спецификой аутодеструктивного поведения в подростковом возрасте является его опосредованность групповыми ценностями. Группа, в которую включен подросток, может порождать следующие формы аутодеструкции: наркозависимое поведение, самопорезы, компьютерную зависимость, пищевые аддикции, реже — суицидальное поведение [1, с.12].

Поведение экспрессивное

Экспрессивное поведение в общении и его понимание. Поведение экспрессивное [лат. expressio — выразительность] — выразительное, яркое проявление чувств, настроений. Термины экспрессия и экспрессивность используются в том случае, когда необходимо подчеркнуть степень выраженности духовного мира человека или указать на средства его выражения. Экспрессивное поведение или то, что подразумевают под этим .

У многих подростков развитие самооценки сопровождается постоянной или ситуативной тревожностью. Для нормального развития самооценки подростка на его социальный статус в группе сверстников»>самооценки подростки нуждаются в стабильности, объективности оценок и требований. Самооценка относится к центральным образованиям личности, к ее ядру. Она в значительной степени определяет социальную адаптацию студента. Самооценка напрямую связана с процессом социально-психологической адаптации и дезадаптации личности, так как условием успешной адаптации является функциональное динамическое единство, где реальный образ мира и образ Я уравновешиваются. Она позволяет примерить свои силы к требованиям группы и, в соответствии с этим, самостоятельно ставить перед собой определенные цели и задачи. Самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию студента, является регулятором поведения и деятельности. Научными исследованиями выявлено: каждый индивид намеренно или неосознанно сравнивает себя с окружающими и в итоге вырабатывает довольно устойчивое мнение о своем интеллекте, внешности, здоровье, т. е. формирует набор самооценок.

А.А. Реан отмечает, что уровень выраженности агрессивных реакций коррелирует с самооценкой подростка. Общая тенденция заключается в наличии прямой связи: чем выше уровень самооценки, тем выше показатели обшей агрессии и различных ее составляющих. Подростковый возраст представляет собой группу повышенного риска. Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции. Во-вторых, пограничность и неопределенность социального положения юношества. В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании взрослым, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились или не окрепли [2, с.389].

Интернет-зависимость — новая форма аддиктивного поведения у подростков

Компьютеризация нашего общества в последнее время приобрела лавинообразный характер, практически невозможно найти учебное заведение, организацию без наличия в них компьютеров и компьютерных сетей. Аналогично тому, как изобретение игровых автоматов породило такую форму аддиктивного поведения, получившего название «патологическая игра», таким же образом очередной виток технического прогресса создал .

Практически все авторы литературы по возрастной психологии подчеркивают эмоциональную нестабильность, ранимость подростков: «В этот период крайней ранимости они защищаются от всего мира либо депрессией, либо негативизмом, который еще больше усиливает их слабость», – пишет Ф. Дольто [3, с.15]. Эта повышенная хрупкость связана, во-первых, с физиологическими и гормональными перестройками, во-вторых, с новой социальной и психологической ситуацией. К. Фопель подчеркивает, что подростки часто не уверены в том, справятся ли они с трудностями взрослой жизни [4, с.7].

Учитывая склонность подростков к так называемому «черно-белому», бескомпромиссному мышлению, от всего этого действительно легко впасть в депрессию и безысходность. Как отмечает Дж. Райкус, многие младшие подростки тяготеют к занятиям, позволяющим им испытывать острые ощущения. Они редко умеют контролировать или сдерживать свои интенсивные эмоции, что вместе с отсутствием опыта, неспособностью трезво оценивать ситуацию и собственные силы и склонность к риску могут иметь тяжелые и даже опасные для жизни последствия [5, с.105].

Подростки часто не умеют обращаться с собственными агрессивными чувствами, признавать их, находить безопасные способы их выражения. Они не знают, что агрессия в той или иной мере присутствует в душе большинства людей, порождаемая многими причинами: ущемлением важнейших потребностей личности, невозможностью осуществить свои интересы, длительным унижением и угнетением, нерешенными моральными проблемами при общераспространенном запрете взрослых на проявление агрессивных чувств. Часто подростки сами пугаются собственной агрессии, отрицают и подавляют ее, не осознают, с чем связано ее возникновение. То есть такое поведение – следствие того, что человек не умеет строить комфортные для себя отношения с окружающими, разрешает с помощью саморазрушительных действий внутриличностные конфликты, возникающие от того, что его не понимают, не признают другие, значимые для него люди. [6, с.93].

Поведение как психофизиологический феномен

Одной из традиционных теоретических и практических проблем в психологии было изучение поведенческих реакций человека. Нередко и саму психологию определяют как науку о поведении. В частности, работами В. М. Бехтерева, Б. Г. Ананьева было убедительно доказано, что поведение следует рассматривать как интегральный показатель психической активности человека. Традиционным этот вопрос является и в общей .

По мнению А. Е.Личко, также распространена классификация Р.Дженкинс, которая включает 7 видов нарушений поведения в подростковом возрасте: гиперкинетическая реакция, реакция ухода, реакция аутистического типа, реакция тревоги, реакция бегства, «несоциализированная агрессивность», групповые правонарушения. А.Е. Личко к числу наиболее частых причин саморазрушения среди подростков относит: 1) потерю любимого человека; 2) состояние переутомления; 3) уязвленное чувство собственного достоинства; 4) разрушение защитных механизмов личности в результате употребления алкоголя, гипногенных психотропных средств и наркотиков; 5) отождествление себя с человеком, совершившим самоубийство; 6) различные формы страха, гнева и печали по разным поводам [7, с.109].

Стремление к саморазрушению /аутодеструктивное поведение/ очевидно, заложено в человека от природы – если все живое вокруг изо всех сил борется за существование, то отдельные человеческие индивиды, наоборот, вкладывают недюжинную энергию в то, чтобы полностью испортить себе жизнь, а иногда и расстаться с нею.

В 1979 г. предложено общее понятие, объединяющее различные формы саморазрушающего поведения,— «умышленное причинение себе вреда» (Morgan H. G., 1975, 1979).

Изучение саморазрушающего поведения в целом исходит из основных тенденций психологии отклоняющегося поведения и клинической психологией, и определяется следующим понятием, данным американским исследователем Э. Шнейдманом: «это действия, направленные на нанесение какого-либо ущерба своему соматическому или психическому здоровью». Оно включает в себя широкий спектр явлений, таких как социальные нормы поведения, психологические аспекты и проблемы социализации подростков, проблема половой идентичности, адаптации и саморегуляции, а также различные виды социальных патологий [8, с.34].

А.А. Султанов, изучая причины саморазрушаещего поведения у практически здоровых подростков и юношей, выделил три основные группы факторов: 1) дезадаптация, связанная с нарушением социализации, когда место молодого человека в социальной структуре не соответствует уровню его притязаний; 2) конфликты с семьей, чаще всего обусловленные неприятием системы ценностей старшего поколения; 3) алкоголизация и наркотизация как почва для возникновения суицидальной ситуации и предпосылок для быстрой ее реализации.

Факторы, влияющие на девиантное поведение современного человека

Министерство Образования РоссийскойФедерации ЧувашскийГосударственный Университет им. И.Н. Ульянова. Факторы, влияющие на девиантное поведениесовременного человека. Выполнил: & .

Д.Д. Федотов и соавт. отмечают, что попытки саморазрушения и намерения (по типу истерических реакций) чаще возникают у подростков в ответ на систематическое словесное унижение, игнорирование их мнения близкими, ущемление самостоятельности, в ответ на конфликтные ситуации, связанные со злоупотреблением алкоголем и приемом других наркотических средств, вследствие присущих данному возрасту сексуальных проблем. Саморазрушение и покушения, обусловленные психическими расстройствами (аффективно-шоковые и депрессивные реакции), по данным авторов, чаще возникают в результате незаслуженного наказания или унижения, исходящих от родителей и друзей, оскорбления чувства дружбы и любви, исключения по разным причинам из учебного заведения, измены [9, с.205].

Подростков очень беспокоит подозрительное и настороженное, а иногда действительно необъективное и стереотипное отношение к их увлечениям. Ведь в этом возрасте даже справедливая критика вызывает негативную реакцию.

Таким образовам, аутодеструктивное поведение подростков является следствием социально психологической дезадаптации личности в условиях переживаемых микросоциальных конфликтов. В острых кризисных состояниях подросток испытывает целую гамму негативно окрашенных эмоций — чувство беспомощности, отчаяния, непереносимой тоски, личной катастрофы.

Список литературы:

1.Берно-Беллекур И.В. Социально-психологические аспекты аутодеструктивного поведения. – Санкт-Петербург, 2003. – 197 c.

2.Реан А.А. Психология подростка — М.: Прайм-Еврознак, 2006. – 480с

3.Дольто Ф. На стороне подростка. – Екатеринбург: V – Фактория, 2004. – 368 с.

4.Фопель К. На пороге взрослой жизни. Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами. – М: Генезис, 2008. – 176 с.

5.Райкус Дж.С. Социально-психологическая помощь семьям и детям групп риска. Том III. – Москва: Эксмо, 2009. – 288 с.

Социально-педагогическая коррекция, как форма социально-педагогической деятельности. 17. Отличие социально-педагогической коррекции от психологической корр

. Психологическая реабилитация направлена на психическую сферу подростка и имеет своей целью преодоление в сознании подростка с девиантным поведением . социально-экономической активности, духовной культуре, т. е. во всем, что является продуктом общественной жизни. Естественные потребности являются основой, на которой возникают . приказом Департамента образования города Москвы и осуществляет работу по .

6.Осорина Н.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб: Речь, 2007.– 276 с.

7.Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. М.: Эксмо-Пресс, 1999. – 416 с.

8.Змановская Е.В. Девиантология. – Москва, 2003. – 288 с.

9.Ефремов В. С. Основы суицидологии. — СПб.: «Издательство «Диалект», 2004. – 480 с.

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Каримова Р. Б., Казахбаева Г. И., Шалабаева Л. И. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ САМОРАЗРУШАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ // Актуальные проблемы психологии личности: сб. ст. по матер. VI междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2011.

  • Скачать:
  • FB2
  • EPUB
  • iOS.EPUB
  • Ещё 7

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

  • Объем: 230 стр.
  • Жанр:д етская психология, с емейная психология
  • Теги:в зросление, п одростковая психология, п одростковый возраст, с ексология, с оветы родителямРедактировать

В тайны подростковой жизни

Вот уже больше века, как за подростковым периодом закрепилось название «трудный возраст», «период стрессов и штормов», «главный кризис в развитии личности» – и множество других, подчеркивающих его проблемность. Подростку, особенно мальчику, в эти 5–6 лет жизни приходится ох, как нелегко, не легче и его родителям. И если раньше – 15–20 лет тому назад – «трудными подростками» являлись мальчики преимущественно из неблагополучных и неполных семей, то сегодня до состояния «белого каления» родителей доводят мальчики и из самых гармоничных «ячеек общества». Именно на родителях лежит ответственная миссия – провести своего сына сквозь гормональные бури пубертата, и для этого они должны быть вооружены и знаниями психики тинэйджера, и навыками общения с ним, и эффективными способами воздействия на сына.

Читайте также:  Туберкульоз профілактика

Александр Полеев, известный российский врач-психотерапевт, работает с подростками на протяжении всех сорока лет своей врачебной деятельности (и столько же лет нашему с ним сотрудничеству). Он – автор почти 200 научных статей и двух научных монографий, переведенных на несколько европейских языков. Написанная им книга включает в себя весь его – не боюсь громких слов – бесценный опыт и важные сведения, почерпнутые из мировой научной и практической литературы о пубертатном периоде, в которой он – читая свой курс в зарубежных университетах – прекрасно ориентируется. Скажу без преувеличения: любовную и интимную жизнь тинэйджеров врач – психотерапевт Александр Полеев знает глубоко и всесторонне, знает, как никто другой. Я убеждена, что для родителей мальчика – подростка книга Александра Полеева – самый полезный источник информации из всего, что написано на тему тинэйджерства за последние десять, а то и пятнадцать лет.

Асанова Нина Кузьминична,

врач – психотерапевт,

кандидат медицинских наук,

профессор декан факультета психоанализа Московского Института Психоанализа,

Руководитель подросткового психоанализа Центральной и Восточной Европы,

Руководитель Европейского научного Центра психического здоровья подростков

Предисловие

Быть родителем сына-подростка, растить и воспитывать сына-тинейджера всегда было нелегко; в наши дни это стало еще труднее, и в ближайшие годы будет все более и более трудным. Почему воспитание мальчика стало непосильным делом и почему впереди нас ждут трудности еще большие? Все дело в акселерации [1] тинейджеров: за последние 50 лет в крупных городах России организм мальчиков достигает уровня выработки тестостерона 4 мг/сутки, равного среднему уровню взрослого мужчины, почти на год (на 9 месяцев) раньше прежнего. Существенно увеличились и продолжают увеличиваться рост и вес подростков. Словом, ускорились и усилились все аспекты физического, физиологического и сексуального развития мальчиков.

В то же время созревание определенных структур головного мозга в пубертате не ускорилось ни на секунду. Четыре важнейших участка фронтальной доли мозга, отвечающие за приоритетные функции психики: за оценку риска, контроль над импульсами, отставленное удовлетворение и принятие решений – никакой акселерации не подвержены. Их размеры и вес, параметры биоэлектрической и биохимической активности остаются такими же, как и 50 лет назад. Они по-прежнему достигают полной зрелости только к 24–25 годам.

Учитывая, что 13–15-летний мальчик весит в полтора раза меньше взрослого мужчины, мы видим, что концентрация полового гормона в крови, циркулирующей по сосудам головного мозга, в два раза выше, чем у взрослого: до 40 нмоль/литр. При таком мощном воздействии «взрослой» концентрации тестостерона на «невзрослые», незрелые структуры мозга, обуславливающие сексуальное возбуждение, мальчик периодически впадает в состояние полностью «охватывающего» его сексуального фантазирования в сочетании с эрекцией, которое длится непрерывно от 10 до 20 минут. С 14–15 лет такие состояния случаются ежедневно, а то и несколько раз в день. Из-за «тестостероновых бурь», «штормов» и «шквалов» мальчик не только «выпадает» из процесса учебы, но у него усиливаются и другие проявления пубертата: интенсивность мастурбации, интерес к порнографии, попытки сформировать любовные и интимные отношения с девушками, критичность к взрослым, конфликтность с родителями, реакция группировки, склонность к антисоциальному и противоправному поведению.

Будучи врачом-психотерапевтом и сексологом, я в течение 40 лет ежедневно наблюдаю подростков на приеме, беседую с ними и их родителями, изучаю их психические состояния, их мысли и чувства, их поведение. И я скажу с абсолютной убежденностью: в массе своей сегодняшние тинейджеры намного труднее, проблемнее, чем те мальчики, которым я оказывал помощь в восьмидесятые и девяностые годы. Все сложнее, все тяжелее родителям благополучно провести своего сына через многочисленные ловушки и опасности подросткового возраста, довести его до возраста 19–21 года, не допустить, чтобы он:

отказался от продолжения образования,

выбрал асоциальный или криминальный образ жизни,

вовлекся в рискованное или саморазрушающее поведение.

Дело не только в том, что известные трудности характера подростка в наше время из-за акселерации развития обострились, часто приобретая по-настоящему патологический, клинический характер, лишая родителей, учителей, психологов и даже врачей-психотерапевтов возможностей эти трудности характера и поведения ну хотя бы немного, хотя бы как-то корректировать. Да, сегодня не только родителям и учителям, но и врачам-психотерапевтам, к которым подростки раньше «тянулись», стало тяжелее с ними общаться. Дело еще и в том, что соблазнов, ловушек и опасностей стало – совершенно объективно – намного больше. К традиционным опасностям пубертатного периода: алкоголю, наркотикам, рискованному поведению, стремлению к немедленному обладанию деньгами или ценностями добавились новые, добавились ловушки и опасности XXI века, мощные и захватывающие.

Это, конечно же, Интернет с его сверхразвитой порнографией и компьютерными играми, кино и телевидение с их технически могущественной пропагандой сексуального наслаждения, физического превосходства и насилия. Весь этот поток обрушивается на незрелую, неокрепшую, сверхвосприимчивую психику подростка при абсолютном попустительстве и школы, и государства; потоку не ставится никаких ограничений и препятствий, как это делается в других странах. В вечерние часы, когда телевизор смотрят тинейджеры, российские каналы показывают такое, что во Франции, Великобритании или США можно увидеть только по кабельным каналам, да и то после 23 часов. И эти новые ловушки и опасности с фантастической быстротой становятся все более совершенными, все более привлекательными. И все меньшему числу подростков реально удается пройти «роковые» подростковые годы, так сказать, «без потерь». В российских мегаполисах на 4–5 % в год растет требующий стационарного лечения травматизм мальчиков-тинейджеров (роликовые коньки, скейтбординг, паркур и т. д.); на 1–2 % – число беременностей старшеклассниц; на 3–4 % – число совершенных подростками правонарушений. Противоправный поступок совершает каждый четвертый старший подросток; 60 % тинейджерских правонарушений совершают мальчики из так называемых благополучных семей.

Кто же может помочь мальчику?

Уберечь подростка от подстерегающих его опасностей – новых и старых – можете только вы, родители. Не питайте напрасных надежд – судьба вашего сына никого другого не волнует, и эти «другие» в сегодняшней ситуации и пальцем не пошевельнут, чтобы ему помочь, – хотя должны бы. Для того чтобы в эти трудные для сына годы быть ему полезным, вам, родителям, необходимо вооружиться знаниями об особенностях характера и поведения подростков в целом и своего сына – в частности. Нужно обзавестись сведениями о подростковой субкультуре, подростковом сообществе, в котором сын пребывает 4–5, а то и все 6 лет. Вооружиться нужно и методами, умениями общения с мальчиком, и не просто общения – влияния и воздействия на него. И вот я, врач с 40-летним стажем оказания психотерапевтической и сексологической помощи подросткам, написал книгу о любовной и интимной жизни тинейджеров, о том, что вы, родители, должны (обязаны!) об этой жизни знать. В этой книге я сообщаю вам об основных принципах общения с мальчиком-подростком, о способах воздействия на его мысли, переживания, поведение. Сфера интимной жизни тинейджера представляет собою составную часть всей его непростой жизни, она неразрывно связана с другими сферами, поэтому я подробно рассказываю вам об особенностях психики подростка в целом.

Врач – лучший и единственный знаток

Трудности в общении с сыном, в осуществлении воздействия на его взгляды и поведение многократно усугубляются тем обстоятельством, что и вся подростковая среда, и ваш сын – это некое изолированное сообщество, это среда, закрытая для взрослых, прежде всего – для родителей и учителей. Сообщество мальчиков закрыто, «зашифровано» в гораздо большей степени, чем девочек.

«Шифруются» не только любовные и сексуальные связи, не только сколь-нибудь предосудительные поступки и тем более поступки противоправные – засекречивается вся повседневная жизнь класса, дворовой мальчишеской группы, ближайших друзей. Взрослые воспринимаются мальчиками 14–18 лет как источник опасности, как существа, которые могут «порушить» их налаженную подростковую жизнь с их собственными радостями и горестями, своими, непонятными взрослым интересами, нормами и правилами. Даже мальчики из семей совершенно благополучных, с хорошими отношениями с родителями – не рассказывают им о том, что происходит в их компании, какие темы обсуждаются, какие дела планируются. И если оба родителя работают, у мальчика масса возможностей конспирировать от них и собственную жизнь, и жизнь своих друзей. В своей практике я не раз сталкивался с ситуациями, когда у 16-летнего парня уже третья постоянная подружка, в его интимной жизни есть серьезные проблемы, а родители свято убеждены, что девушка у него та же, что была год назад, а отношения ограничиваются поцелуями. Мама и папа считают, что сын проводит вечера в дворовой компании, куда входят и его друзья Петя и Коля, раньше бывавшие у них дома. Когда же эта дворовая компания привлекается к ответственности за поджог машин в соседнем дворе, то оказывается, что Петя и Коля из нее давно ушли, «слиняли» и «сдулись», а лидером ее выступает крепкий парень, старший брат которого «тянет срок» за грабеж.

Школьные учителя о жизни ребят своего класса знают чуть больше, у многих из них наметанный глаз; но они заинтересованы лишь в том, чтобы в школе все было спокойно, а другие аспекты жизни учеников их не волнуют. За скромную свою зарплату они не хотят тратить на это силы и время, не хотят проводить хоть какую-то работу с подростками, вызывающими у них беспокойство, не хотят делиться своими наблюдениями и мыслями с родителями.

Из практики

На протяжение нескольких лет, параллельно с врачебной работой, я преподавал сексологию в ведущем педагогическом университете нашей страны. Большинство преподавателей являлись авторами книг и учебников по педагогике. При этом я не уставал поражаться, насколько мало информированы они о реальной жизни своих студентов, не представляли, какие процессы и события – иногда трагические! – происходят на том или ином курсе, у тех или иных подростков. Ребята обращались ко мне за консультациями по поводу своей личной и интимной жизни и, естественно, делились информацией о процессах в своей студенческой среде.

Настоящими знаниями о жизни тинейджеров, об их проблемах и трудностях, об их тайнах и секретах обладают, конечно же, только подростковые врачи-психотерапевты и врачи-сексологи. Мальчики приходят к нам за помощью; рассказывая о своих проблемах и расстройствах, о ситуации, в которой они находятся, они вынуждены нарушить самую главную заповедь подростковой группы: не сообщать никакой информации взрослым. К тому же мальчики убеждены – и справедливо! – что мы, врачи, не имеем права раскрывать кому-либо их секреты. Видя нашу искреннюю заинтересованность в их здоровье, осознав отсутствие у нас какой-либо связи со школой, а часто – и с их родителями, увидев, что мы знаем их язык, понимаем законы их сообщества, их субкультуры, мальчики доверяют нам не только свои тайны, но и тайны своих друзей и товарищей, секреты своей дворовой и классной компании. И речь идет не только о тайнах и секретах эмоциональной, любовной и сексуальной жизни, но и о других сферах жизни мальчика и его ближайшего окружения, включая и антисоциальные поступки, и саморазрушающее поведение. Вот этими-то своими накопленными за четыре десятилетия врачебной практики знаниями и навыками я и хочу с вами, уважаемые родители сегодняшних подростков (и будущие родители будущих подростков!), поделиться.

Уверен, что сведения, почерпнутые из этой книги, помогут вам сформировать доверительные отношения со своими сыновьями, стать для них источниками поддержки и информации, стать теми людьми, к которым сын в трудную минуту может обратиться за поддержкой, советом и помощью.

Читайте также:  Тридерм побочные эффекты

Глава 1
Коварное наступление гормонов

Латентный период развития мальчика

В жизни мальчиков есть такой период, когда сексуальность во всех ее аспектах – от мыслей и эмоций до поступков – является латентной, то есть скрытой. Этот период длится в лучшем случае 7 лет – с 6 до 13, в худшем – всего 5 – с 7 до 12. На всем его протяжении инфантильная сексуальность (переполнявшая ребенка между 3 и 6 годами) уходит, эротическое начало дремлет, и внимание мальчика сосредотачивается на развитии интересов и навыков, на контактах со сверстниками своего пола.

В эти годы мальчик активно включается в жизнь социума, и – одновременно – начинается процесс деидеализации родителей, эмоционального и практического отхода от них. В латентный период процесс этот (абсолютно закономерный и необходимый) происходит медленно, бесконфликтно, без резких сцен и обидных слов – нормальный процесс становления реалистического мышления, рационального отношения к родителям. Через два-три года деидеализация «предков» будет проходить бурно, резко… мама и папа о себе такое услышат… Обычно в этом возрасте дети уже не так привязаны к родителям и больше внимания уделяют общению со сверстниками.

Говоря языком научной психологии, фигуры родителей уже интернализованы, то есть родительские ценности и основные поведенческие стереотипы усвоены и освоены, другими словами: ценности, установки, стереотипы поведения родителей стали частью личности мальчика, он воспринимает их как свои собственные.

Обычно мальчики в эти годы успешно учатся и – самое главное – чем-либо активно интересуются. Это время занятий в кружках, секциях, спортивных клубах. Резко расширяется сфера общения, у мальчика появляются друзья в классе, в кружке, в спортивной секции, и эти друзья ходят к нему домой, а он – к ним. Но дети еще собираются в группы в соответствии с полом: девочки с девочками, мальчики с мальчиками.

Именно эмоциональный «отход» от родителей, расширение и углубление общения со сверстниками, определенная «конкуренция» с ними становятся стимулом к приобретению и совершенствованию различных навыков и умений, создает бессознательную мотивацию для обучения, которая уменьшается, а то и полностью исчезает в подростковый период. В 11–12 лет формируется потребность и способность доводить начатое дело до конца. Потом, в подростковые годы, эти способности тоже могут на время существенно уменьшиться или исчезнуть. Но если латентный и предподростковый этапы пройдены «правильно», по истечении подросткового возраста к молодому человеку возвращаются и уважение к родителям, и мотивация к обучению, и способность доводить дела до конца и многие другие очень полезные качества характера, нарушенные «тестостероновой интоксикацией».

Пиком латентного периода мы, специалисты, считаем ситуацию «половой гомогенизации»: мальчик общается только с друзьями своего пола. С девочками он не только общается лишь по крайней необходимости – он о них практически не говорит ни со сверстниками, ни с родителями, просто не упоминает. И в семье мальчик больше обращается к отцу, внимательнее прислушивается к его замечаниям, хотя раньше больше общался с матерью. Моя коллега по кафедре в Сорбонне, психолог Леана Хатуль несколько лет назад вживила 25 ученикам 4-го класса 2-й ступени (10,5–11,5 лет) под лопатку микрофоны и записывающие устройства – разумеется, с согласия и детей, и родителей. Длительность исследования составляла три месяца, вся речевая продукция каждого мальчика детально изучалась специальной компьютерной программой. Интересно, что слово «девочка», «женщина» большинством исследованных употреблялось в речи не каждый день, а если употреблялось – то не более двух-трех раз. Исключение составляли несколько мальчиков, у которых были сестры – эти упоминали о девочках несколько чаще.

При прослушивании разговоров мальчиков исследованной группы складывалось впечатление, что они живут в мире, населенном только представителями мужского пола. И это отсутствие противоположного пола в мыслях, во внутреннем мире 11–12-летних мальчиков имеет место вопреки постоянному давлению сексуальных женских образов, которыми «бомбардируют» мальчиков средства массовой информации. Для своего исследования Леана Хатуль выбрала школу в районе площади Вогез, в центре Парижа, буквально окруженную сексуализированной рекламой косметики и белья.

Такую мощную «половую гомогенизацию», такое полное игнорирование психологи объясняют тем, что существует период (не дольше года – полутора!), когда вес мальчиков увеличивается, а количество полового гормона, андростенолона, вырабатываемого в это время надпочечниками и яичками, не увеличивается ни на миллиграмм. Таким образом, на единицу веса ребенка приходится абсолютно минимальное количество полового гормона, к тому же очень слабого. А сильный, тестостерон, в этот период секретируется в мизерных количествах – меньших, чем в первый год жизни ребенка.

Психологи установили, что ребята этого возраста совершенно не интересуются порнографической продукцией, будь то журналы или фильмы; обнаженное женское тело не вызывает у них никакого интереса, а у некоторых – даже неприязнь.

К подростковому возрасту обычно относят период между 12-13 и 18-20 годами. У представителей различных культур и эпох возрастной диапазон, характеризующий наступление пубертатного (подросткового) периода, может весьма разниться.

Чем же данный возрастной период отличается от других и что больше всего беспокоит родителей?

Надо сказать, что для подросткового возраста характерно, как правило, резкое начало. Еще вчера-это послушный и спокойный ребенок, усердно занимающийся в школе и с удовольствием посещающий различные кружки-секции, сегодня -угловатый, не знающий куда девать свои внезапно выросшие руки и ноги, раздражительный и агрессивный бунтарь, практически потерявший интерес к школе и забросивший ранее любимые занятия.

Девочки взрослеют несколько раньше, поэтому они практически всегда выглядят старше своих ровесников. На сегодняшний день обычным считается появление менструаций, изменение контуров тела, увеличение груди у 11-12-летней девочки. Бурные гормональные изменения сопровождаются интенсивным ростом тела, резким удлинением конечностей. Иногда подростки жалуются на возникшие в это время головокружения, тошноту, усталость и потливость. Меняется общий фон настроения: подросток становится раздражительным: любое слово, жест, интонация, с которой было произнесено какое-либо замечание, или поступок родителей может вызвать слезы, вспышку гнева или агрессию. Все это явления роста и они пройдут с окончанием подростковости.

Какие же проблемы пытается решить подросток своим бунтом?

Прежде всего подросток борется за “физическое” и психологическое отделение от родителей, за свою независимость. Он становится скрытным, в квартире все чаще старается уединяться, у него появляются свои секреты. Он подолгу, зачастую ночью говорит по телефону и очень сердится, если кто-либо мешает ему. Он не принимает советов от родителей и с трудом переносит любое вмешательство в свою жизнь.

Кроме того, подросток буквально “тонет” в своих сексуальных и агрессивных импульсах, которые могут быть направлены на своих братьев, сестер, родителей, учителей. Все фантазии предподросткового возраста актуализируются, отсюда-повышенный интерес к строению своего тела, к фильмам сексуального характера, книгам и журналам эротического содержания.

В течение подросткового возраста можно выделить три фазы:

Первая фаза-13-15 лет-начало подросткового возраста.

Вторая фаза-15-17 лет-это собственно подростковый возраст.

Третья фаза-17-20 лет-это поздний подростковый возраст.

Возраст 13-15 лет-самый трудный и для подростка, и для его родителей. Многое в поведении ребенка в этот период еще от предподростка (смотри предыдущий материал). Очень трудным психологическим моментом для некоторых родителей является наступление менструаций у девочек и эякуляции (семяизвержения) у мальчиков. Отношение подростка к этим физиологическим проявлениям организма зависит от степени доверия к родителям и от того, как сами родители воспринимают взросление своего ребенка. Важно суметь доступными словами спокойно объяснить подростку, что в этих процессах нет ничего страшного, грязного или постыдного, что показатель нормального взросления; дать почитать литературу, рассказать (ребенку своего пола), как это проходило у него самого. Очень важно помочь подростку принять наступившие в его организме изменения, связать их с понятиями женственности и мужественности, показать, как это может повлиять на его жизнь (для девочек-особенности личной гигиены, возможность наступления беременности). Родителям, имеющим проблемы, связанные с принятием себя, как мужчины или женщины, или при семейном запрете на обсуждение данных тем это будет сделать труднее. В таком случае может быть полезной консультация психолога или подросткового врача.

В отличие от предыдущих этапов развития, когда для ребенка самыми важными в жизни людьми были родители и другие близкие родственники, в подростковый период на первый план выходит мнение и оценка значимой группы сверстников. Любая точка зрения взрослого перепроверяется, подвергается критике или отвергается. Поэтому хорошо, если родители будут иметь представление о том, с кем общается и дружит их ребенок, чьим мнением дорожит.

Много копий ломается, когда речь заходит о том, как одеваться подростку, какую носить прическу и т.д. Современная мода предлагает множество стилей молодежной моды, подросток пытается найти свой или копирует стиль одежды своей группы, кумира музыки (Эминем-Маршалл Брюс Мэтерс, Бритни Спирс и др.). Здесь важно “не перегнуть палку”: позволить подростку самовыражаться, с одной стороны, и четко разграничить, какую одежду следует одевать в школу, а какую-на вечеринку, с другой. Поиск себя через одежду-это тоже попытки стать независимым, отделиться от родителей, и их надо если не принимать, то хотя бы уважать. Тоже самое можно сказать о прическе и макияже-научить подростка, куда можно, а куда не следует вызывающе или экстравагантно, по мнению родителей, причесываться и краситься.

В следующий раз мы продолжим разговор о подростковом возрасте и его особенностях.

Для подростков большое значение имеют танцы и телефонные разговоры, как социально приемлемые способы самовыражения.

Танцы-хорошая форма выражения себя для подростков, позволяющая сбросить избыток энергии, погасить сексуальные порывы. Танцевальные движения помогают соприкоснуться со своими фантазиями, но без реального воплощения их в жизнь.

Разговоры по телефону-это интимный контакт без телесного контакта, возможность покинуть дом, не покидая его. Подросток уединяется и ведет долгие телефонные разговоры, нередко вызывая раздражение и недовольство других членов семьи. И танцы, и телефон являются основными средствами сексуального самовыражения для младших подростков. Секс будоражит воображение, вызывает любопытство, но подростки пока не стремятся активно вступать в половые отношения из-за страха потерпеть фиаско (“вдруг не получится”, “она/он будет надо мной смеяться” и т.д.).

В наши дни 14-15-тилетние мальчики вступают в половые отношения зачастую не потому, что этого хотят, а под давлением сверстников (“так надо”, “все уже делают это”). Секс при этом носит чисто механический характер, не окрашен чувствами. К полноценным сексуальным отношениям подростки созревают где-то к 18 годам.

Для младших подростков характерно стремление к философским рассуждениям о смысле жизни, о смерти, о своем предназначении. Примерно в это время подросток начинает критически оценивать своих родителей, замечать не видимые ранее недостатки, протестовать против их образа жизни. Повышенное стремление к независимости, стремление делать все наперекор, по своему, нетерпимость к возражениям и критике в свой адрес создает предпосылки для конфликтов в семье. Эмансипационное поведение более выражено в семьях, где подростки подвержены чрезмерной опеке, мелочному контролю, лишены минимальной самостоятельности. Отдалившись от родителей, подросток находит себя в среде сверстников, но этого бывает недостаточно, и тогда он сближается с другими значимыми взрослыми (“обожание” в подростковом возрасте), либо создает фантазийные отношения со “звездой” музыки, кино и т.д., в том числе и фантазийные сексуальные отношения.

Вторая фаза подросткового возраста охватывает период между 15 и 17 годами. Это собственно подростковый возраст. Все, что было раньше, становится максимально выраженным, все проблемы максимально актуализируются. Напомним, в чем же состоят основные задачи подросткового возраста:

1). “Оборвать” связи с родителями, эмоционально отделиться от них, стать самостоятельной личностью.

2). Перейти к выбору гетеросексуального объекта.

3). Научиться не только “брать”, но и “давать” другим.

4). Научиться ответственности, умению заботиться о себе и, в конечном итоге, работать.

Все перечисленные задачи решаются параллельно и зачастую болезненно.

В возрасте 15-17 лет формируется собственное мировоззрение подростка, система ценностей, образ своего “я”, образ будущего. Построение собственных взглядов происходит в течение всего подросткового периода и начинается с отвержения и критики взглядов, моральных ценностей родителей, близких родственников и учителей. Главным для подростка становится мнение референтной группы, т.е. значимого для него круга сверстников. Все происходящее вокруг он/она воспринимает с точки зрения этой группы, иногда проверяя истинность суждений родителей. В неформальной группе сверстников подросток находит возможность нерегламентированного общения, самоутверждается, испытывает чувство причастности к своей возрастной когорте. Неумение найти свою группу может привести к возникновению комплекса неполноценности, ненужности. Чаще всего именно в группе подросток пробует различные формы “взрослого”, как он думает поведения: курение, эксперименты со спиртными напитками, секс, наркотики. Вместе с тем существует мнение, что чем подросток умнее, духовно богаче, душевно сложнее, тем меньше он испытывает потребность примкнуть к какой-либо группе и вполне удовлетворяется обществом одного-двух духовно близких друзей-ровесников или своим собственным.

Читайте также:  Средство от себореи кожи головы в аптеке

Для подростков характерна колеблющаяся, нестабильная самооценка, меняющаяся в зависимости от мнения значимого окружения. Активизируются старые и появляются новые страхи: страх происходящих изменений в собственном теле, страх перед неопределенным будущим, боязнь половой близости, страх вступления в контакт с противоположным полом, общения. Физическое развитие подростка опережает его психологическое и эмоциональное созревание. Особенно сложно тем подросткам, которые по физическим параметрам либо сильно опережают своих сверстников, либо значительно отстают от них. В связи с этим тревоги и переживания этих подростков наиболее выражены. Они часто очень неуютно чувствуют себя в компании ровесников, нередко становятся объектами для насмешек и получают обидные прозвища. Те, чье развитие идет с опережением, могли бы сказать о себе так: “моей еще детской душе очень неуютно, плохо в большом, взрослом теле”. Те, кто отстает в физическом развитии, могут думать, что “а вдруг я навсегда останусь маленьким, от меня все отвернутся, я буду не такой, как все, и никому не буду нужен”. Это одни из самых сильных переживаний подросткового возраста.

В следующий раз мы продолжим разговор о подростках.

Необходимо сказать еще несколько слов об особенностях взаимоотношений между 15-17-тилетними девушками и юношами. Девушкам этого возраста свойственна романтическая влюбленность. Для них, как правило, на первом месте стоит потребность в душевной близости, взаимопонимании, в партнере они ценят нежность, преданность и чуткость.

У юношей идет процесс напряженного физиологического созревания, секс, как способ разрядки, играет важную роль в их жизни. Поэтому юноша может иметь теплые, душевные отношения с одной девушкой, а сексуальные-с другой или другими. Это широко распространено у подростков, но приводит к конфликтам с противоположным полом. Нередко подростки именно в это время приобретают гомосексуальный опыт, но, как правило, эти отношения носят транзиторный характер и чаще встречаются в закрытых учебных заведениях (военные училища).

Третья фаза подросткового возраста включает период между 17 и 20 годами. К этому возрасту у большинства подростков завершается физическое созревание. Психологическая зрелость наступает к 20-25 годам или не наступает вообще, и тогда подросток остается инфантильным, что впоследствии оказывает влияние на построение им своей собственной жизни-неумение создать семью, удержаться в коллективе, решать бытовые вопросы и преодолевать жизненные трудности.

Поздний подростковый возраст-это время поиска и выбора своей будущей профессии: подростки выбирают учебные заведения, сдают вступительные экзамены, ищут работу, учатся на всевозможных курсах. Планы на будущее становятся более реалистичными и определенными. В этот период юноши начинают обгонять девушек в интеллектуальном развитии, так как у них более выражены способности к абстрактно-логическому мышлению, чем у девушек. Подростки более терпимо относятся к своим родителям, принимают их уклад жизни, что не мешает им строить свою собственную жизнь отличной от родительской. Время бунта и протеста, как правило, уже позади. Основной итог-выбор своего жизненного пути, формирование системы ценностей, круга друзей, образа мыслей. Родителям бывает трудно и страшно признать за ребенком право на свой выбор, на свои ошибки. Нередко подростки начинают жить отдельно, снимать жилье или уезжают учиться в другой город. Именно с наступлением 18 лет связаны понятия уголовного и гражданского права, юридической ответственности. Для юношей-это время призыва и службы в армии.

На протяжении всего подросткового периода перед родителями нередко встает вопрос: не является ли поведение моего ребенка поводом для консультации специалиста-психиатра, психолога?

Ответ на этот вопрос зависит от того, насколько нарушения поведения дезадаптируют подростка, насколько терпимо относятся к происходящему школа, семья, ближайшее окружение. Проконсультироваться со специалистом имеет смысл в следующих ситуациях:

1). Эпизоды саморазрушающего поведения (суицидные попытки, наркотизация, алкоголизация, отказ от пищи) или разрушающего, направленного на других людей или окружающую среду.

Одним из вариантов аутоагрессии является суицидное поведение. Свойственная подростковому возрасту фиксация на собственном “я”, увлечение проблемами смысла жизни, поиск своего места в ней вместе с бескомпромиссностью, однозначностью оценки проблемы и большим влиянием эмоций на интеллект, делают подростков группой повышенного риска в отношении разрешения трудных, с их точки зрения, ситуаций путем самоубийства. Ситуационно-личностные конфликты, которые могут привести подростка к суицидным мыслям, намерениям и даже к покушениям на самоубийство, достаточно многообразны. Постоянные незаслуженные упреки или унижения со стороны сверстников или школьных учителей при отсутствии доброго и теплого отношения и понимания в семье могут выработать у подростка пессимистическое отношение к миру, чувство безысходности и как единственную в его представлении возможность в разрешении ситуации-самоубийство. Инвалидизация или косметический дефект, несостоятельность в какой-либо сфере, в том числе сексуальные неудачи при неделикатном поведении партнера, падение престижа формируют чувство безнадежности и безысходности и, в силу названных выше психологических особенностей подросткового возраста, делают подобные личностные конфликты весьма суицидоопасными. Независимо от конкретных мотивов суицида, подростки, готовящиеся к нему, во многих случаях прямо или косвенно дают окружающим знать о своих намерениях. Это может быть стремление к уединению, написание последних писем за закрытой дверью, какие-то особенные интонации, с которыми начинают произноситься слова: “До свидания”, “Прости”. Чаще всего это не поза, а последний призыв о помощи, который в условиях дефицита чуткости редко бывает услышан. Суицидное поведение подростка во всех случаях, даже при явной его демонстративности, должно вызывать к себе серьезное отношение окружающих, т.к. в связи с неспособностью правильно оценить последствия своих действий, заведомо не планируемая смерть может стать свершившимся фактом.

2). Жестокое отношение к родным, животным.

3). Дезадаптация-невозможность быть успешным дома, в школе, конфликтность со сверстниками. Здесь все зависит от степени обширности дезадаптации, т.к. чаще встречаются преходящие, самостоятельно разрешаемые и неполные ее проявления.

Современная литература, написанная как для специалистов, так и для широкого круга читателей подробно рассматривает все этапы развития ребенка. Кроме того, задать интересующие их вопросы родители могут, обратившись в психологический центр по месту жительства.

Саморазрушающее поведение

Появление ребёнка на свет означает и зарождение ещё одного духовного мира – явления нематериального, но оказывающего наиболее существенное влияние на жизнь человека. Духовный мир из всех творений природы, видимо, наиболее непознаваем и несопоставим ни с чем другим. Диапазон его проявлений, порой фантастических, порой парадоксальных, невероятно обширен. Этот мир может вмещать глубины, сопоставимые только с бездной космоса. В истории человечества не счесть проявлений как высочайшей нравственности, силы духа, так и неподдающихся описанию коварства и низости. В течение всей жизни человека происходят изменения его духовного мира – иногда практически незаметные, а иногда в виде внезапных «откровений», «просветлений», а возможно, и «нравственных падений», меняющих всю суть человека. И всё же к концу подросткового возраста духовный мир человека приобретает достаточно чёткие и стойкие очертания, которые и определяют индивидуальность каждого человека.

Диалектическая сущность всего живого, закон единства и борьбы противоположностей предопределяют наличие не только созидательных, конструктивных сил в человеке, но и проявлений противоположного свойства. Следует учитывать и то обстоятельство, что спонтанное развитие защитных приспособлений организма, особенно формирование психологической защиты и устойчивости у подростков, а также психологические механизмы регуляции социального поведения направлены прежде всего на максимальную адаптацию подростка в данной конкретной ситуации и в данный конкретный момент. Подобная спонтанная и достаточно устойчивая адаптация, например, в среде подростков за счёт физической силы, ловкости и нередко делинквентного поведения, может обусловливать социальную дезадаптацию в последующем периоде жизни человека, когда начинают доминировать духовные и интеллектуальные характеристики.

Любое отклоняющееся поведение является таковым только в определённой системе координат. Поэтому сами по себе никакие девиации, например, поведенческие, сексуальные или в сфере политических взглядов, а также различные конфликты между индивидуумом и обществом не могут быть признаны психическими расстройствами, если они не являются симптомами дисфункции личности.

Личность – понятие динамическое. Как отдельные её проявления, так и личность в целом или претерпевает поступательное развитие, или происходит её деградация, саморазрушение. И то, и другое наиболее многообразно в подростковом возрасте, хотя, казалось бы, что процессы разрушения и не должны практически проявляться в этом периоде. И всё же в подростковом возрасте наблюдается относительный пик этих расстройств. Отчасти это связано с тем, что подростки обычно не ценят своё соматическое благополучие и здоровье. Возможные увечья, болезни, туманная перспектива нескорой смерти никогда, за исключением части подростков с повышенной склонностью к ипохондрическим состояниям, не являлись у молодёжи сколько-нибудь значительным барьером при принятии каких-либо решений и свершении действий.

В последнее время, в силу ряда причин, в том числе и из-за нестабильности общества и интенсивных социальных сдвигов, эти особенности усилились. Ещё в большей степени произошло падение субъективной ценности нравственного здоровья. Нездоровый образ жизни, охвативший практически всю страну, является тем фоном, на котором продолжают распространяться алкоголизация и никотинизация подростков. К сожалению, ещё более быстрыми темпами увеличивается употребление наркотиков и токсических веществ. Растёт и наиболее ужасное и необратимое проявление саморазрушающего поведения – суициды.

Но отклоняющееся поведение может причинять не только физический вред организму. Праздное времяпровождение, сексуальная распущенность и даже проституция, являясь в большинстве случаев в молодом возрасте транзиторными проявлениями, тем не менее, оставляют на всю дальнейшую жизнь стойкий отпечаток. Поэтому мы рассматриваем саморазрушающее поведение не только и не столько как нанесение физического ущерба организму, сколько как нарушение развития личности, трудновосполняемую утрату духовности, нравственности, приводящее, в конечном счёте, к дисфункции личности и социальной дезадаптации различной степени.

Разумеется, проявления дисфункции личности могут быть как непатологические, так и патологические, а последние носить даже психотический характер. Уровни расстройств личности при саморазрушающем поведении хорошо можно проиллюстрировать на примере приёма алкоголя. Эпизодическое его употребление без проявлений зависимости, конечно же, состояние непатологическое, хотя с этим связанное праздное времяпровождение и пребывание в компании асоциальных подростков способствует отнюдь не развитию личности, а её разрушению. Зависимость от алкоголя – уже патологический уровень, но не психотический. Появление психотических эпизодов в результате приема алкоголя или других токсических веществ означает психотический уровень саморазрушающего поведения. Но саморазрушающее поведение, например, приём алкоголя, может быть и у больного, находящегося в психотическом состоянии. Здесь следует отличать разрушительное действие болезни от саморазрушающих действий и поведения.

Классификация саморазрушающего поведения у подростков:

а) устойчивая адаптация
б) парциальная адаптация
в) неустойчивая адаптация
г) дезадаптация

С сокращениями, полный текст печатается по изданию:
Попов Ю.В. Границы и типы разрушающего поведения у детей и подростков
// Саморазрушающее поведение у подростков. Сборник научных трудов, том 128, Л., изд. Ленинградского научно-исследовтельского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева под общей редакцией М.М. Кабанова, 1991. — 140 с. — С.5-9.

Центр «Парацельс» предлагает широкий спектр лицензированных услуг в области психотерапии и наркологии, психиатрии и психологии, логопедии и дефектологии, а также лечебно-оздоровительный массаж.

Ссылка на основную публикацию
Трудности при глотании пищи
Вегето-сосудистая дистония и без того приносит в жизнь много «радостей», но однажды человек за едой вдруг осознаёт: он боится, что...
Трудно глотать в горле что то мешает
Ком в горле, больно глотать и другие подобные признаки могут являться проявлениями различных заболеваний. Само это ощущение сопровождается появлением дискомфорта...
Трудно дышать на ранних сроках беременности
Есть счастливицы, у которых беременность проходит легко и почти незаметно. Однако многие женщины, будучи в положении, чувствуют себя далеко не...
Трудные скороговорки для развития речи
Дикция в устной речи – это то же самое, что красивый и понятный почерк в письме; правильное произношение дает актеру...
Adblock detector