У большинства детей с дцп отмечается

У большинства детей с дцп отмечается

  • Что такое церебральный паралич
  • Почему дети рождаются с ДЦП
  • Формы болезни
  • Признаки ДЦП у детей до 1 года
  • Диагностика
  • Реабилитация
  • Сколько живут дети с ДЦП
  • Видео по теме

ДЦП – это термин, объединяющий группу неврологических нарушений, которые возникают вследствие повреждения структур головного мозга в перинатальном периоде. ДЦП расшифровывается как «детский церебральный паралич» и проявляется преимущественно двигательными расстройствами.

Что такое церебральный паралич

Согласно статистическим данным, из тысячи новорожденных 2 ребенка рождаются с ДЦП, причем большинство заболевших – мальчики. В России данный показатель несколько выше, и заболевание диагностируют у 3–6 малышей. Почти половина из них появляются на свет в результате преждевременных родов.

Болезнь ДЦП является одной из наиболее значимых проблем современной педиатрии, если речь идет о хронических патологиях. С каждым годом количество детей с таким диагнозом растет. Основными причинами специалисты называют ухудшение экологии и бурное развитие неонатологии. Пациентами неонатологов становятся младенцы с синдромом дыхательных расстройств (СДР), имеющие малый вес и различные пороки развития.

Существует несколько видов ДЦП, которые отличаются между собой степенью повреждения ЦНС и особенностями симптоматики. Доминирующим признаком является расстройство мышечного тонуса, что влечет за собой нарушение координации движений, частые падения, задержку интеллектуального и физического развития.

Детям и взрослым с диагнозом ДЦП показана пожизненная реабилитация. При необходимости назначается физиотерапевтическое и медикаментозное лечение, а также оперативное вмешательство.

Почему дети рождаются с ДЦП

Детский церебральный паралич обусловлен неправильным развитием либо повреждением мозга в период его активного роста. Это может происходить во время беременности, родов или сразу после рождения малыша. В отдельных случаях болезнь манифестирует несколько позже.

Точную причину появления ДЦП определить не всегда возможно, но главным патогенетическим звеном всегда почти всегда является гипоксия – кислородное голодание мозга. Особенно восприимчивы к дефициту кислорода участки мозга, отвечающие за поддержание равновесия, рефлекторные и осознанные движения. Результатом их повреждения становится нарушение тонуса мышц, парезы, параличи и гиперкинезы – непроизвольные движения из-за ошибочных команд головного мозга.

Церебральный паралич у новорожденных детей связан, как правило, с несколькими повреждающими факторами. Более 75% из них – это проблемы перинатального периода, который длится с 22 недели беременности до 7-го дня жизни ребенка.

К причинам возникновения ДЦП, воздействующими на плод в период внутриутробного развития, относятся следующие:

  • инфекционно-вирусные патологии – краснуха, сифилис, герпес, токсоплазмоз, цитомегаловирус;
  • резус-конфликт;
  • угроза выкидыша;
  • системные болезни матери – сахарный диабет, недостаточная функция щитовидной железы (гипотиреоз), стойкое повышение давления, порок сердца;
  • травмы, полученные во время беременности;
  • преждевременная отслойка или патологические изменения плаценты;
  • поздний токсикоз, нефропатия.

Факторами риска, способными привести к развитию ДЦП, являются преждевременные, затяжные либо стремительные роды, тазовое предлежание плода, узкий таз у женщины, слабая или, напротив, избыточно сильная родовая деятельность, продолжительный безводный период. Повреждение мозговых структур может также случиться при механической травме, нанесенной малышу в ходе родоразрешения.

В послеродовом периоде церебральный паралич может возникать из-за асфиксии или гемолитической болезни новорожденных, причем второй вариант наиболее вероятен. Гемолитическая болезнь, вызываемая несовместимостью крови матери и плода, иногда приводит к токсическому поражению головного мозга.

Нарушение дыхательной функции (асфиксия) бывает следствием имеющихся заболеваний матери или ребенка, неблагоприятного течения беременности.

Формы болезни

Первую классификацию ДЦП предложил австрийский врач-невролог Зигмунд Фрейд. Именно он первым определил, что повреждение структур мозга происходит в период внутриутробного развития ребенка, и ввел термин «детский церебральный паралич». На основе фрейдовской классификации построены все последующие.

В настоящее время используется классификация МКБ-10 (международная классификация болезней десятого пересмотра), согласно которой ДЦП подразделяется на такие виды:

  • спастическая диплегия;
  • спастическая тетраплегия;
  • гемиплегия;
  • гиперкинетическая форма;
  • атонически-астатическая (атактическая) форма.

Данные формы могут сочетаться между собой и проявляться симптомами, характерными для нескольких видов заболевания. Наиболее часто встречается комбинация спастической диплегии и гиперкинетической формы ДЦП, а также диплегии и гемиплегии.

Самой распространенной является спастическая диплегия (40% случаев), несколько реже диагностируется гемиплегия (32%). Примерно 15% пациентов страдают атактической формой, 10% – гиперкинетической, и лишь у 2% детей определяется спастическая тетраплегия.

Спастическая диплегия представляет собой наиболее легкую форму ДЦП и характеризуется преимущественным поражением мышц нижних конечностей. Мышечный тонус рук и лица нарушен в меньшей степени.

При спастической тетраплегии поражаются оба полушария головного мозга, что приводит к выраженной ригидности мышц. Дети с такой формой ДЦП не в состоянии сидеть, стоять или удерживать голову самостоятельно. Спастическая тетраплегия, которую также называют двойной гемиплегией, отличается наиболее тяжелыми проявлениями.

Гемиплегия сопровождается односторонним гемиапарезом: движения мышц одной половины тела ограничиваются на стороне, противоположной поврежденному полушарию мозга. В большей степени поражается рука. Из-за повышенного тонуса мышц-сгибателей руки и разгибателей ноги больной принимает характерную позу: одно плечо приведено к туловищу, рука согнута в локте, кисть развернута к животу и также согнута; при этом нога остается выпрямленной, а носок стопы — натянутым.

Гиперкинетическая форма – это чаще всего следствие гемолитической болезни новорожденных, сопровождавшейся ядерной желтухой. В отличие от физиологической желтухи, которая считается нормой, при ядерной желтухе поражаются ядра коры головного мозга. Причина – в слишком высокой концентрации билирубина, оказывающего токсическое воздействие на мозг малыша.

При гиперкинетической форме ДЦП наблюдаются внезапно возникающие неконтролируемые движения в одной либо нескольких мышечных группах. При этом тонус мышц может быть как повышенным, так и пониженным. Интеллектуальные способности, как правило, сохраняются, дети учатся в обычных школах и зачастую получают высшее образование.

Атонически астатическая форма развивается при повреждении мозжечковой зоны мозга, ответственной за координацию движений, поддержание равновесия и регуляцию мышечного тонуса. Это значит, что тонус мышц будет снижен, а сухожильные рефлексы – повышены. Кроме того, данная форма проявляется различными нарушениями речи, что объясняется слабостью мышц соответствующих органов – голосовых связок, гортани, горла и т. д.

Признаки ДЦП у детей до 1 года

Клиническая картина и характер течения заболевания зависят от места и глубины повреждения мозга. Иногда первые признаки заметны уже в первые дни или даже часы после рождения малыша. Однако чаще всего они появляются спустя месяц и более, когда родители или врачи начинают замечать отклонения со стороны нервной системы.

Распознать ДЦП у грудничка можно по следующим симптомам:

  • ребенок, которому исполнился месяц, не моргает в ответ на громкий звук;
  • не может сфокусировать взгляд, глаза явно косят;
  • конечности движутся хаотично;
  • четырехмесячный малыш не поворачивает голову на резкий звук, не тянется за новой игрушкой и не может удержать ее в руках;
  • семимесячный ребенок еще не научился сидеть самостоятельно;
  • если попытаться поставить ребенка на ноги, он встает не на всю стопу, а только на носочки.

Очень часто ранним признаком ДЦП у грудного младенца является задержка формирования двигательных навыков. Такие дети долго не держат голову, позже сверстников начинают ползать, переворачиваться с боку на бок и ходить.

Мышцы больного ребенка выглядят чересчур расслабленными или, напротив, напряженными. В обоих случаях это приводит к тому, что тело и конечности принимают неестественное, нефизиологичное положение. При этом примитивные сухожильные рефлексы (например, хватательный и сосательный), как правило, сохраняются дольше.

Особенности развития, отличающегося от нормального, можно заметить у годовалого малыша. Если в этом возрасте ребенок еще не ходит сам, пользуется преимущественно одной рукой, не произносит отдельных слов, то есть все основания для посещения невролога или педиатра.

В дальнейшем появляются и другие, поздние симптомы:

  • деформации костей и контрактуры суставов. Конечность на пораженной стороне укорачивается, что при отсутствии лечения приводит к искривлению позвоночника и деформации тазовых костей. Из-за неравномерного давления близлежащих мышц в суставах развивается тугоподвижность, и снижается объем движений;
  • нарушение глотательной функции обусловлено дискоординацией движений языка и глотки, а также расстройством сократительной способности глоточно-пищеводного сфинктера. В результате возникают проблемы с сосанием, приемом пищи, воды и слюноотделением. Поэтому у ребенка с ДЦП нередко наблюдается непроизвольное слюнотечение;
  • задержка в речевом развитии проявляется неспособностью четко произносить слова из-за неправильного взаимодействия мышц, которые участвуют в данном процессе;
  • нарушение слуха выражается в отсутствии восприятия звуков, из-за чего ребенок долго не может научиться говорить;
  • нарушение прикуса, склонность зубов к кариесу, увеличение зубных корней на фоне приема противоэпилептических препаратов. У детей с ДЦП очень сложно поддерживать гигиену полости рта, поэтому кариес часто прогрессирует. Одна из причин проблем с зубами – сниженная функция жевания и недостаточная подвижность языка, приводящие к регулярной задержке остатков пищи во рту;
  • умственная отсталость свойственна далеко не всем детям, однако именно этот параметр определяет степень инвалидности человека и его качество жизни;
  • непроизвольное мочеиспускание и дефекация возможны при патологическом тонусе гладкой мускулатуры мочевого пузыря и прямой кишки.

В расшифровке ДЦП ключевым словом является «паралич», что отражает суть заболевания и описывает основной симптом – расстройство движений и мышечного тонуса. Движения больного ребенка абсолютно не похожи на жесты здорового малыша, что со временем становится все более заметно. Конечности и туловище могут двигаться толчкообразно или как в замедленной съемке, часто движения выглядят разболтанными и раскоординированными.

Читайте также:  Стоматит таблетки для лечения

Диагностика

Специфических диагностических тестов ДЦП нет, поэтому диагноз ставят на основании клинических признаков, выявляемых в ходе неврологического осмотра ребенка. В качестве дополнительных методов используют электроэнцефалографию, миографию и нейрографию. Дифференцировать патологию от других врожденных пороков помогает также исследование вызванных потенциалов и транскраниальная магнитная стимуляция.

Для определения степени повреждения мозга назначается МРТ и нейросонография. В некоторых случаях в диагностике принимают участие узкие специалисты – окулист, отоларинголог, ортопед, логопед и психиатр. При необходимости проводятся генетические тесты и лабораторные анализы.

Реабилитация

Наиболее действенными методами лечения ДЦП являются массаж, гимнастика и лекарства, нормализующие мышечный тонус. Положительно влияет на состояние больных применение физиотерапевтических методик – в частности, метода Войта и бобат-терапии. При отсутствии судорог может назначаться электрофорез или миостимуляция. Для улучшения координации, речи и дикции, снижения тонуса мышц врачи рекомендуют электрорефлексотерапию.

Чтобы добиться максимального эффекта, лечение следует начинать как можно раньше, когда мозг ребенка активно растет и развивается. В раннем возрасте, до 8 лет, головной мозг обладает большим потенциалом и гибкостью, за счет чего функция поврежденных структур может переходить на здоровые участки.

Благодаря непрерывному и комплексному проведению реабилитационных мероприятий можно существенно уменьшить имеющийся неврологический дефицит и снизить риск возникновения контрактур и скелетных деформаций, а также помочь ребенку получить навыки самообслуживания.

Относительно новой методикой является применение пневмокостюмов, которые фиксируют суставы и обеспечивают растяжение мышц. Такие устройства работают по типу разгрузочных комбинезонов, используемых космонавтами после длительного пребывания в космосе.

Ортопедические пневмокостюмы – это облегающие комбинезоны с пневмокамерами, расположенными вдоль туловища, рук и ног. С помощью специального насоса в камеры подается воздух, и создается давление на мышцы-антагонисты. Вследствие направленного обжатия мышц усиливаются нервные рецепторы, и активизируется деятельность ЦНС.

Мощный поток импульсов идет в область мозга, ответственную за движения, обеспечивая тем самым благоприятные условия для формирования правильного двигательного стереотипа и подержания физиологичной позы.

Результатом ношения пневмокостюмов Атлант, Ева или Фаэтон является закрепление двигательных навыков, восстановление речевой функции и устранение аномальных рефлексов.

Сколько живут дети с ДЦП

Продолжительность жизни при данном диагнозе во многом зависит от формы патологии и эффективности лечения, а также от индивидуальных возможностей. Еще недавно, в середине 20-го века больные ДЦП не доживали даже до совершеннолетия. Сегодня ситуация кардинально изменилась благодаря появлению новых методов, практикуемых в специализированных медицинских центрах.

При грамотно составленном плане реабилитации, включающем систематические занятия ЛФК и массажные сеансы, пациент проживет как минимум до 40 лет. Это своего рода рубеж, при приближении к которому снижается жизненный потенциал: тело быстрее изнашивается из-за деформации скелета и внутренних органов.

Многие пациенты, которые регулярно проходят курсы реабилитации, доживают до глубокой старости. Прогноз может ухудшаться при тяжелых формах ДЦП, сопровождающихся частыми эпилептическими припадками или полной неспособностью к самообслуживанию.

КУЗ ВО «Воронежский областной клинический психоневрологический диспансер», Россия, г. Воронеж

Бутурлакина Елена Васильевна

медицинский психолог 1-ой категории.

КУЗ ВО «Воронежский областной клинический психоневрологический диспансер», Россия, г. Воронеж

Войчишина Анна Васильевна

КУЗ ВО «Семилукский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи», Россия, г. Семилуки

Аннотация. В статье дан анализ актуальной в психологии и дефектологии проблеме изучения личностных особенностей детей связанных с особенностями эмоциональных проявлений при детском церебральном параличе. В статье делается акцент на то, что формирование патологических видов эмоционального реагирования при церебральном параличе обусловлено сложным сочетанием биологических и социальных факторов, связанных со степенью выраженности двигательного дефекта, наличием в анамнезе ребенка тяжелых лечебных мероприятий, а также эгоцентрического и отвергающего стиля семейного воспитания.

Ключевые слова: эмоциональное реагирование, детский церебральный паралич

Одной из наиболее актуальных в психологии и дефектологии проблем является проблема изучения личностных особенностей детей, имеющих диагноз детский церебральный паралич. Статистические данные подтверждают факт постоянного роста детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, что подчеркивает актуальность проблемы изучения личностных особенностей детей, имеющих диагноз детский церебральный паралич, в частности эмоционального аспекта личности, являющегося базовым для ее целостной характеристики.

Проблема усугубляется рядом противоречий, обостряющихся ухудшением экологической ситуации, влекущей за собой увеличение числа детей с данной патологией, а с другой стороны, переходом на новые формы медицинских услуг, уменьшением государственных дотаций на бесплатную медицинскую помощь. Дорогостоящее лечение, до сих пор недоступно для большинства семей, которые живут на пенсии, к тому же большинство семей с детьми-инвалидами, как показывает статистика — неполные. Однако в последнее время отмечается значительный рост числа новых государственных и частных реабилитационных центров, которые направляют свою деятельность на осуществление коррекционной помощи детям с церебральными параличами, однако работа этих центров в основном не подтверждена разработкой научно-обоснованных психологических программ. Перед современной наукой стоит проблема разработки реабилитационных программ с учетом особенностей психики ребенка с нарушениями в развитии [3].

В современных научных исследованиях в сфере изучения личности ребенка с ДЦП остро стоит проблема, связанная с исследованием ее эмоциональных проявлений. А.Н. Леонтьевым всегда подчеркивался тот факт, что значимость иерархии мотивов и потребностей личности как базальной ее характеристики достаточно плохо отражается в сознании, рефлексии, и для исследования личности наиболее психологичным путем научного проникновения в действительные мотивы личности является анализ эмоциональных «меток» событий, проникновение в специфику личности и индивидуальность ребенка с данным видом патологии [2].

Исследование проблемы эмоционального аспекта личности детей, анализ литературы по проблемам детского церебрального паралича показал, что в научных исследованиях изучение данного вопроса ограничивается в основном ортопедоневрологическим аспектом (Е.П. Меженина, К.А. Семенова, И.М. Махмудова, А.М. Журавлев, И.С. Перхурова и др.), а психологический аспект патологии описывается лишь в единичных работах (Е.И. Кириченко, В.В. Лебединский, М.В. Ипполитова , Е.М. Мастюкова и др.). Однако в клинической картине детского церебрального паралича как заболевания головного мозга выражены не только неврологические, но и психические нарушения и необходимо в равной степени учитывать оба аспекта при проведении восстановительного лечения, а также при обосновании социально-психологической реабилитации больных [5].

В современных научных исследованиях делаются попытки рассмотрения детского церебрального паралича в качестве модели влияния двигательного дефицита на формирование психических процессов, и в частности на формирование эмоциональной сферы, так как эмоциональный фактор — это базовый фактор в адаптации к условиям внешней среды, поэтому его изучение имеет большое практическое и научное значение [3].

Вместе с тем, детский церебральный паралич сопровождается грубой органической патологией, на которую накладываются социально-психологические факторы, обусловленные инвалидизацией детей. Уже доказано, что ведущая роль в психогенезе патологического развития личности при детском церебральном параличе принадлежит реакции на осознание и переживание существующего дефекта, переживание вынужденной изоляция от общества сверстников, переживание особого отношения окружающих.

На современном этапе разрешения проблемы детских церебральных параличей отмечается реабилитационная направленность, обуславливающая необходимость исследования особенностей психического развития детей в раннем возрасте с целью их своевременной коррекции, что является крайне важным для обеспечения успешности социально-психологической адаптации детей данной категории.

Одной из основных целей современных исследований является изучение особенностей эмоциональной сферы ребенка с диагнозом детский церебральный паралич на основе углубленного клинического, психологического и социального исследования.

Перед современной наукой и практикой стоят задачи по разработке комплекса методических приемов для экспериментального исследования эмоциональных особенностей детей с детским церебральным параличом. В научных исследованиях тщательно изучается психологическая характеристика эмоциональной сферы ребенка с двигательной патологией, выделяются эмоциональные симптомокомплексы, как одно из условий патологического развития личности, а на их основании определяются уровни эмоциональной адаптации детей с церебральным параличом в структуре их личности, в их индивидуальности, выявляются и описываются критерии и показатели уровней эмоциональной адаптации, факторы, обуславливающие специфику эмоционального развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В современных научных исследованиях находит подтверждение тот факт, что дефицит двигательной активности при детском церебральном параличе, приводит к определенному комплексу вторичных нарушений развития в эмоциональной сфере ребенка. Исследования подтверждают тот факт, что формирование патологических видов эмоционального реагирования при церебральном параличе обусловлено сложным сочетанием биологических и социальных факторов, связанных со степенью выраженности двигательного дефекта, наличием в анамнезе ребенка тяжелых лечебных мероприятий, а также эгоцентрического и отвергающего стиля семейного воспитания [5].

Проблема эмоций относится к числу актуальных и сложных проблем современной психологии и успешное продвижение в изучении данной проблемы может сделать и детская нейро- и патопсихология, в частности исследование особенностей эмоциональной сферы детей с детским церебральным параличом. В настоящее время отсутствует единая психологическая теория эмоций. В научных исследованиях проблему эмоций решают с позиций «деятельностного подхода» А.Н. Леонтьева, в рамках общей теории функциональных систем П.К. Анохина, информационного подхода П.В. Симонов и др. Проведенные исследования показывают, что детский церебральный паралич, вызывает грубый дефицит двигательной сферы с самого рождения, приводя к формированию ряда отклонений развития личности. Результатом двигательных ограничений, является развитие в пространственно ограниченном мире, где реализация даже относительно несложных видов деятельности, связана с постоянным преодолением препятствий. В исследованиях отмечается, что с одной стороны, эмоциональное состояние детей с детским церебральным параличом характеризуется низкой психологической активностью и склонностью к пониженному фону настроения, а с другой стороны тесты выявляют более высокий по сравнению с их здоровыми сверстниками уровень тревожности. У детей с детским церебральным параличом отмечена выраженная уязвимость и пониженная толерантность к фрустрационным воздействиям. Анализ типа и направленности реакций у детей с ДЦП показывает, что ведущим типом реагирования на ситуацию фрустрации является экстрапунитивный, связанный с преобладанием чрезмерной требовательности к окружающим при отсутствии критичности к самому себе. Исследования направленности реакций обнаруживают эмоциональные реакции с фиксацией на самозащите, в отличие от здоровых детей, демонстрирующих реакции, направленные на разрешение ситуации. У детей с детским церебральным параличом выражена реакция с фиксацией на препятствии, а у здоровых детей таких реакций не наблюдается. Дети с детским церебральным параличом констатируют лишь наличие проблемы, отказываясь при этом искать выход из ситуации фрустрации, обрекают себя на бездействие, не затрачивают никаких усилий на разрешение ситуации. При эмоциональных проявлениях, в отличие от эмоциональных проявлений здоровых детей, для них характерен повышенный уровень агрессивности с большей выраженностью страхов по сравнению со здоровыми детьми. Научные исследования подтверждают представления о существовании базальных эмоций и об их автономности, показывая, что «гнев» и «страх» могут изменять свою интенсивность и качество в связи с заболеванием мозга в период раннего развития, что связанно с хронической двигательной депривацией [5].

Читайте также:  Средство от спаек в гинекологии

Экспериментальные данные подтверждают влияние такого фактора как половые различия. Девочек характеризует более высокий уровень страха и меньший уровень агрессии, чем у мальчиков, у которых выявляют выраженную степень агрессивности при низком уровне страхов.

Научные экспериментальные данные раскрывают такой важнейший аспект эмоциональных явлений как осознание эмоций детьми с детским церебральным параличом. Согласно Я. Рейковскому, эмоции, отражая в сознании мотивы и результаты деятельности, существуют либо в виде переживаний неосознаваемых или осознаваемых частично, либо в виде четко осознанных эмоциональных реакциях, выражаемых в словесных категориях. Когнитивная самооценка собственных эмоций, осознание эмоций непосредственно связано с возможностью их произвольной регуляции. У многих обследованных детей с относительно сохранным интеллектом имеет место осознание и переживание своего дефекта. Существует достоверная корреляция между наличием переживания дефекта и степенью его выраженности, с тяжестью двигательной несостоятельности. Экспериментальные данные подтверждают, что одновременно с этим дети с глубоким переживанием дефекта оказались и наиболее уязвимыми в плане эмоциональной адаптации. Именно эти дети демонстрируют наименьшие возможности произвольной регуляции эмоций [5].

Мы видим, что грубые нарушения двигательной сферы даже при сохранности интеллекта оставляют ребенка на произвол окружения. Дети с церебральным параличом зависят от эмоциональных и воспитательных отношений в социальной среде, сталкиваясь с трудностями при поступлении в школу, а также в процессе интеграции в общество. Нами отмечена важность роли социального окружения при формировании личности ребенка. Психологическая помощь необходима не только ребенку, но и родителям, переживающим факт рождения ребенка с детским церебральным параличом как жизненную катастрофу, преисполняя родителей сомнениями и чувством неуверенности.

Так Стельмах С.А. в своем исследовании выявляет четыре категории отношений родителей к своему ребенку: социально-желательный, гиперсоциальный , эгоцентричный, отвергающий. При социально желательном стиле воспитания агрессивные тенденции в поведении детей почти не проявляются, не наблюдается и высокой уровень тревожности, а вот при эгоцентричном и отвергающем стиле ярко выражены агрессивные тенденции и очень высок уровень тревожности детей, особенно, если семья неполная [5].

Мы видим, что изучение эмоционально-личностной сферы детей с детским церебральным параличом сопряжено с различными трудностями и из-за недостаточной информативность и точности используемых приемов и далеко не все методы исследования эмоционально-личностной сферы пригодны для обследовании таких детей.

Перед наукой стоит задача дальнейшей разработки данной проблемы, включающей вопросы разработки и апробации на практике методов коррекции эмоциональных нарушений, в целях гармонизации личности ребенка с аномалиями в его естественном развитии с учетом его индивидуальности.

Список использованной литературы:

1. Детский церебральный паралич / Под редакцией П.Я. Фищенко — Л., 1974. — 210 с.

2.Зейгарник Б.В. Патопсихология / Б.В. Зейгарник. — М.: Изд-во МГУ, 1976. — 240 с.

3. Ипполитова М.В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье: пособие для родителей и воспитателей / М.В. Ипполитова . — М.: Просвещение, 2010. — 305 с.

4. Стельмах А. Эмоциональные особенности детей с детским церебральным параличом / А. Стельмах //Актуальные проблемы педагогической науки и практики: сборник. — Усть-Каменогорск: Изд-во ВКГУ, 1998. — С. 84-89.

5. Стельмах С. А. Особенности эмоциональной сферы детей с детским церебральным параличом дошкольного и младшего школьного возраста: дис . . канд. псих. наук: 19.00.11/ Стельмах Светлана Александровна. — М., 1999. — 195 с.

Psychological peculiarities of emotional expressions in children with cerebral palsy

Coos IN «the Voronezh regional clinical psychoneurological dispensary»,

Buturlakina E. V.

Coos IN «the Voronezh regional clinical psychoneurological dispensary»,

Vojchishina A. V.

Kuz VO « Semiluki center of psychological, pedagogical, medical and social assistance», Russia, Semiluki

Abstract. In the article the analysis of the actual in psychology and defectology , the problem of studying the personality characteristics of children associated with the peculiarities of emotional expressions in children with cerebral palsy. The article focuses on the fact that the formation of pathological types of emotional response in cerebral palsy is due to a complex combination of biological and social factors associated with the degree of severity of the motor defect, the presence in the child’s history of severe therapeutic measures, as well as egocentric and rejecting style of family education.

Keywords: emotional response, cerebral palsy

1. Cerebral palsy / edited by P. Y. Fischenko . — L., 1974. — 210 p.

2. Zeigarnik B. V. abnormal psychology / B. V. Zeigarnik . — M.; Publishing house of MGU , 1976. — 240 p.

3. Ippolitova M. V. Education of children with cerebral palsy in the family. A Handbook for parents and teachers / M. V. Ippolitova . — M.; Enlightenment, 2010.-305 p.

4. Stelmakh A. Emotional features of children with cerebral palsy / A. Stelmakh // Actual problems of pedagogical science and practice: in the collection. — Ust-Kamenogorsk, publishing house of East Kazakhstan state University, 1998. — P. 84-89.

5. Stelmakh S. A. features of the emotional sphere of children with cerebral palsy of preschool and primary school age: dis. . kand . crazy. sciences:

19.00.11/ Stelmach Svetlana А . — M., 1999. — 195 p.

Церебральные параличи — термин, объединяющий группу хронических непрогрессирующих симптомокомплексов двигательных нарушений, вторичных по отношению к поражениям или аномалиям головного мозга, возникающим в перинатальном (околородовом) периоде. Отмечается ложное прогрессирование по мере роста ребёнка. Примерно у 30—50 % людей с ДЦП наблюдается нарушение интеллекта. Затруднения в мышлении и умственной деятельности более распространены среди пациентов со спастической квадриплегией, чем среди страдающих от других видов церебрального паралича.

В зависимости от этиологического фактора и от локализации основных нарушений мозга формируются различные клинические формы заболевания.

Согласно классификации, предложенной К.А.Семеновой и утвержденной МЗ СССР в 1978 году, выделяется пять форм детского церебрального паралича.

1.Спастическая диплегия. Характеризуется наличием спастических парезов во всех конечностях (тетрапарез). При этой форме руки поражены значительно меньше, чем ноги. Большинство детей с этой формой имеют благоприятный

прогноз в психическом развитии и положительную динамику в моторном развитии, могут обслуживать себя, могут научиться писать и овладевать рядом трудовых навыков.

2.Гемипаретическая форма. Спастические парезы верхней и нижней конечностей наблюдаются на одной стороне тела (правосторонняя гемиплегия или левосторонняя гемиплегия). Прогноз, как правило, благоприятный и в психическом, и в физическом отношении.

3.Гиперкинетическая форма. Основными симптомами при этом являются мышечная гипотония и гиперкинезы (насильственные движения, обычно выявляются в 4-6 месячном возрасте. Они возникают непроизвольно, исчезают во сне, усиливаются при движениях).

Помимо гиперкинезов у детей с этой формой нередко наблюдаются синкинезии – насильственные содружественные движения. Большинство детей с гиперкинетической формой успешно развиваются в психическом отношении, но менее успешно – в моторном.

4.Атонически-астатическая форма. Характеризуется атаксией – нарушением равновесия и гиперметрией – чрезмерной размашистостью движений, что приводит к нарушению координации движений. Обычно поражение мозжечка сопровождается мышечной гипотонией. Если эта форма не сочетается с другими расстройствами, то эти дети не имеют отклонений в психическом развитии, а двигательные расстройства с возрастом компенсируются.

Читайте также:  Тимозин гиперфункция и гипофункция

5.Двойная гемиплегия является наиболее тяжелой формой ДЦП. Тетрапарез, при котором руки поражены не менее тяжело, чем ноги, то есть двигательные возможности практически отсутствуют, и очень часто имеет место умственная отсталость тяжелой и глубокой степени.

Независимо от формы церебрального паралича, у детей наблюдаются психопатоподобные расстройства в виде синдрома психической неустойчивости; дети слабовольны, несобранны, инфантильны, внушаемы. Эти дети склонны к агрессии и жестокости. Состояние аффекта возникает быстро и по незначительному поводу. Временами появляется раздражительность, озлобленность, гневливость

При детском церебральном параличе отмечаются и нарушения сенсорного восприятия — зрительного, слухового, двигательно-кинестетического. У большинства детей с церебральным параличом отмечаются глазо-двигатсльные нарушения, наблюдается косоглазие, снижена острота зрения, встречается ограничение взора вверх, нарушения фиксации взора, плавного прослеживания. В связи с этим старшие дошкольники недостаточно фиксируют взор на занятиях. У детей с преимущественным поражением правых или левых конечностей наблюдается выпадение полей зрения, и дети игнорируют правую или левую половину листа бумаги. При гсмипаретической форме и

спастической диплегии возможны оптико-пространственные нарушения, которые проявляются в виде зеркального письма. Такие дети рисуют и пишут левой рукой справа налево. При ДЦП ведущим дефектом являются двигательные нарушения, определяющие специфику психического развития детей.

В зависимости от двигательного дефекта различают три степени тяжести ДЦП:

— Легкую – физический дефект позволяет самостоятельно передвигаться, пользоваться городским транспортом, овладевать навыками самообслуживания.

— Среднюю – дети нуждаются в частичной помощи окружающих при передвижении и самообслуживании.

— Тяжелую – дети целиком зависят от окружающих.

У большинства детей с церебральным параличом имеются нарушения схемы тела и пространственного восприятия; нарушения речедвигательной функции: наиболее часто встречается спастическая дизартрия, при которой речь ребенка смазанная, не всегда доступна пониманию. Голос у ребенка тихий, прерывистый нарушено дыхание, выдох укорочен, повышено слюноотделение.

Особенностью двигательных нарушений при ДЦП является то, что они существуют с рождения, тесно связаны с сенсорными расстройствами, особенно с недостаточностью ощущений собственных движений. Двигательные нарушения у детей с церебральным параличом представляют собой своеобразное отклонение моторного развития, которое без соответствующей коррекции оказывает неблагоприятное влияние на весь ход формирования нервно-психических функций ребенка.

У детей с ДЦП задержано или нарушено формирование всех двигательных функций: удержание головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Большие вариации в сроках развития двигательных функций связаны с формой и тяжестью заболевания, состояния интеллекта, с временем начала систематической лечебно-коррекционной работы.

Основные принципы построения коррекционно-развивающей работы:

Коррекционно-развивающая работа строится на основе тщательного изучения нарушенных и сохранных функций. Дифференцированный подход во время занятий предусматривает учет возможностей ребенка и построение системы упражнений, находящихся в зоне его ближайшего развития.

Использование кинестетических стимуляций в развитии и коррекции движения рук.

Индивидуальный подход, систематичность и последовательность в преподнесении материала, активность и наглядность.

Организация занятий в рамках ведущей деятельности.

Комплексное медико-педагогическое воздействие, предусматривающее проведение как педагогических, так и медицинских мероприятий, направленных на восстановление и развитие нарушенных функций. Медицинское воздействие предполагает медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, ЛФК, массаж и др.

Коррекционно-развивающая работа должна проводиться ежедневно.

Главное требование к педагогам — соблюдение охранительного режима

При проведении занятий важное значение имеет поза ребенка. Он должен находиться в той позе, которая в наибольшей степени способствует мышечному расслаблению, уменьшению насильственных движений. При выборе правильной позы следует прежде всего обращать внимание на положение головы: она не должна быть повернута в сторону, опущена на грудь или поднята вверх и опрокинута назад. Если ребенок не вполне способен контролировать положение головы, применяют специальное приспособление, прикрепленные к спинке стула. Кроме того следует тщательно подобрать стул по высоте и ширине таким образом, чтобы стопы полностью опирались на опору, а также ширину сидения. Если у ребенка слабы мышцы спины и формируется сутулость, то ему под спину подкладывают плотную подушечку, а спереди придвигают стол, в котором имеется специальная выемка для опоры на руки. Во всех случаях нужно следить за тем, чтобы поза была симметричной.

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков.

Игровой тренинг:

Сжать пальцы в кулак и сделать круговые движения кистью влево, затем вправо, 4 — 5 раз.

С силой сжимать и разжимать пальцы. 5 — 6 раз.

Выпрямить пальцы, большой палец отвести в сторону и проделать им круговые движения сначала влево, затем вправо. 4 — 6 раз.

Выпрямить пальцы, одновременно сгибать и разгибать две первые фаланги. 5 — 6 раз.

Развести прямые пальцы, последовательно, веерообразным движением, начиная с мизинца, согнуть все пальцы в кулак. Затем, начиная с большого пальца, вернуться в исходное положение. 3 — 4 раза.

Сжать пальцы в кулак. Попробовать разгибать и сгибать отдельно каждый палец. Стремиться к тому, чтобы другие оставались собранными в кулак. Упражнения выполняются сидя, поставив локти на стол. Постепенно довести количество повторений до 10 — 15 раз. Закончив гимнастику, следует потрясти расслабленными кистями и сделать массаж.

«Сухой бассейн»
Цель: Закрепление и развитие мелкой моторики, массаж пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам, формирование основных сенсорных эталонов.

Игра «Коробочка тактильных ощущений

Цель: Развивать мелкую моторику рук, тактильные навыки планомерного исследования, логическое мышление, речь, умение выражать словами свои ощущения от прикосновения.

«Рисование по манке (муке)»

Цель: Развитие точности движения пальцев, воображение мышления, ориентировки на плоскости, проекции.

«Игры с прищепками»

Цель: Развитие мелкой моторики, силу мышц руки.

Ход игры: Ребёнок нанизывает на плоскостные изображения недостающие детали в виде прищепок.

«Игры с прищепками»

Цель: Развитие мелкой моторики, силу мышц руки.

Ход игры: Ребёнок нанизывает на плоскостные изображения недостающие детали в виде прищепок.

Версия: Клинические рекомендации РФ (Россия) 2013-2017

Общая информация

Краткое описание

Союз педиатров России

Клинические рекомендации: Детский церебральный паралич у детей

Год утверждения (частота пересмотра): 2016 (пересмотр каждые 3 года)

— Профессиональные медицинские справочники. Стандарты лечения

— Коммуникация с пациентами: онлайн-консультация, отзывы, запись на прием

Скачать приложение для ANDROID / для iOS

— Профессиональные медицинские справочники

— Коммуникация с пациентами: онлайн-консультация, отзывы, запись на прием

Скачать приложение для ANDROID / для iOS

Классификация

• Детский церебральный паралич: атаксическая форма.

и Л.О. Бадаляна с соавт. (1988г.):

Таблица 1 — Классификация ДЦП

• поздняя резидуальная: старше 3 лет.

Двусторонняя (двойная) гемиплегия в международной клинической практике также получила название квадриплегии, или тетрапареза. Учитывая сохраняющиеся разногласия в экспертных оценках с применением топографической классификаций ДЦП, межнациональные различия в классификациях, на сегодняшний день, всё большее распространение получают такие термины, как «двусторонний», «односторонний», «дистонический», «хореоатетоидный» и «атаксический» ДЦП (приложение Г2).

Этиология и патогенез

Эпидемиология

Клиническая картина

Cимптомы, течение

Одна из самых тяжёлых форм ДЦП, являющаяся следствием аномалий развития головного мозга, внутриутробных инфекций и перинатальной гипоксии с диффузным повреждением вещества головного мозга, нередко сопровождающаяся формированием вторичной микроцефалии. Клинически проявляется двусторонней спастичностью, в равной степени выраженной в верхних и нижних конечностях, либо преобладающей в руках. При этой форме ДЦП наблюдается широкий спектр сопутствующей патологии: последствия повреждений черепных нервов (косоглазие, атрофия зрительных нервов, нарушения слуха, псевдобульбарный синдром), выраженные когнитивные и речевые дефекты, эпилепсия, раннее формирование тяжёлых вторичных ортопедических осложнений (контрактур суставов и костных деформаций). Тяжёлый двигательный дефект рук и отсутствие мотивации к лечению и обучению резко ограничивают самообслуживание и простую трудовую деятельность.

Диагностика

При ДЦП клинические симптомы и степень функциональных нарушений значительно варьируют у разных пациентов и зависят от размера и топографии повреждений головного мозга, а также от интенсивности и длительности ранее проводимых лечебных и реабилитационных мероприятий (Приложение Г3)

— повышение общей рефлекторной возбудимости – выраженный стартл-рефлекс.

Дифференциальный диагноз

Лечение

Согласно опубликованному в 2009 г. Европейскому консенсусу по лечению ДЦП с использованием ботулинотерапии, выделяют несколько основных групп лечебных воздействий при спастических формах ДЦП [11]. (Приложение Г1).

(Сила рекомендаций – 1; достоверность доказательств – С)

(Сила рекомендаций – 1; достоверность доказательств – А)

Снижение спастичности, само по себе, обладает минимальным влиянием на приобретение ребёнком с ДЦП новых функциональных возможностей, а для верхних конечностей «высокий уровень доказательности эффективности инъекций БТА выявлен только как дополнения к физической реабилитации у детей со спастическими формами ДЦП. При сравнении с плацебо или отсутствием лечения одни инъекции БТА не показали достаточной эффективности». В связи с этим обязательным элементом лечения пациентов с ДЦП является функциональная терапия.

Ортопедические и нейрохирургические методы, играя ничуть не меньшую роль в восстановлении и сохранении функциональных способностей пациентов с ДЦП, требуют подробного рассмотрения в отдельных рекомендациях в силу своей специфичности и разнообразия.

Ссылка на основную публикацию
У беременной понос как вода
Появление поноса при беременности на ранних сроках может быть связано с физиологическими изменениями в организме беременной. Но если понос имеет...
У 6 месячного ребенка хрустят суставы
Откуда берется этот звук Не беспокойся, это происходит не из-за того, что что-то ломается. Ученые считают, что звук вызван скоплением...
У 7 месячной мии внезапно опухла щека
Иногда случаются такие ситуации, когда у человека опухает щека. Это приносит не только боль, но и психологический дискомфорт. Нужно понимать,...
У беременной сахар в крови пониженный
Пониженный сахар при беременности является очень важным и тревожным симптомом. Такое явление очень опасно и несет угрозу для жизни и...
Adblock detector