У детей с церебральными параличами более нарушена

У детей с церебральными параличами более нарушена

Что такое ДЦП?

Детский церебральный паралич (ДЦП) — это отдельное заболевание, а целый спектр двигательных расстройств, которые возникают из-за повреждения мозга в перинатальном периоде.

В группу нарушений, которые объединяет термин Детский церебральный паралич принято включать:

  • моно-, геми-, пара-, тетра- параличи и парезы,
  • патологические изменения мышечного тонуса,
  • гиперкинезы,
  • нарушения речи,
  • шаткость походки,
  • расстройства координации движений,
  • частые падения,
  • отставание ребенка в моторном и психическом развитии.

В отдельности все эти состояния могут говорить и о других неврологических или психических проблемах. Именно поэтому так важно, чтобы заключение о наличии или отсутствии ДЦП давал именно врач. Материал носить только ознакомительный характер.

Обследование при ДЦП

При ДЦП могут наблюдаться нарушения интеллекта, психические расстройства, эпилепсия, нарушения слуха и зрения, внести ясность поможет диагностика. Диагноз Детский церебральный паралич ставят по клиническим данным и результатам обследований. Алгоритм обследования ребенка с ДЦП направлен на то, чтобы выявить дополнительные проблемы со здоровьем и исключить другую врожденную патологию. Спектр исследований рекомендует врач, они носят индивидуальный характер.

Факторы риска развития ДЦП

Причины ДЦП заключаются в раннем поражении мозговых структур. Во время беременности или, как это часто бывает, тяжелых родов, клетки мозга гибнут по каким-то причинам. Во время беременности стать причинами токсического поражения могут:

  • фетоплацентарная недостаточность,
  • преждевременная отслойка плаценты,
  • токсикозы (но не любые, а очень тяжелые формы),
  • нефропатия беременных,
  • инфекции (цитомегаловирус, краснуха, токсоплазмоз, герпес, сифилис),
  • резус-конфликт,
  • угроза прерывания беременности,
  • соматические заболевания матери (сахарный диабет, гипотиреоз, врожденные и приобретенные пороки сердца, артериальная гипертензия),
  • перенесенные женщиной в период беременности травмы.

Во время родов другие факторы риска развития ДЦП:

  • тазовое предлежание плода,
  • стремительные роды,
  • преждевременные роды,
  • узкий таз,
  • крупный плод,
  • чрезмерно сильная родовая деятельность,
  • затяжные роды,
  • дискоординированная родовая деятельность,
  • длительный безводный период перед родами,
  • родовая травма.

В послеродовом периоде такими факторами становятся:

  • асфиксия,
  • гемолитическая болезнь новорожденного.

Все это — лишь факторы риска, а не обязательные условия развития ДЦП.

Виды Детского церебрального паралича

Существует несколько видов ДЦП:

  1. спастическая диплегия
  2. гемипаретическая форма
  3. гиперкинетическая форма
  4. двойная гемиплегия
  5. атонически-астатическая форма
  6. смешанные формы.

Спастическая диплегия — самая распространенная форма ДЦП. В основе этой формы ДЦП лежит поражение двигательных центров, которое ведет к развитию парезов, в большей степени выраженных в ногах. При повреждении двигательных центров только одного полушария возникает гемипаретическая форма ДЦП, которая проявляется парезом руки и ноги на стороне, противоположной пораженному полушарию.

Примерно в четверти случаев детский церебральный паралич имеет гиперкинетическую форму, связанную с повреждением подкорковых структур. Клинически данная форма Детского церебрального паралича проявляется непроизвольными движениями — гиперкинезами, усиливающимися при волнении или усталости ребенка. При нарушениях в области мозжечка развивается атонически-астатическая форма детского церебрального паралича. Эта форма ДЦП проявляется нарушениями статики и координации, мышечной атонией. На ее долю приходится около 10% случаев ДЦП.

Наиболее тяжелая форма ДЦП носит название двойная гемиплегия. В этом варианте детский церебральный паралич является следствием тотального поражения обоих полушарий мозга, приводящего к мышечной ригидности, из-за которой дети не могут не только стоять и сидеть, а даже самостоятельно держать голову. Встречаются и смешанные варианты ДЦП, сочетающие разные формы.

Симптомы ДЦП

Как можно заподозрить Детский церебральный паралич? На первые признаки, если форма ДЦП не настолько тяжелая, чтобы ее можно было распознать сразу же, часто обращают внимание мама или папа ребенка, другой родственник. Ребенок должен развиваться в определенном темпе и, если есть задержка психо-моторного развития:

  • ребенок в определенном возрасте не держит голову,
  • не следит за игрушкой,
  • не поворачивается,
  • не пытается ползать,
  • не гулит и т.д.

Это может и не быть симптомом ДЦП, но точно является поводом посетить специалиста, чтобы скорректировать возможные дефициты.

Еще один тревожный симптом — ребенку тяжело глотать, у него проблемы с речью. Парезы при детском церебральном параличе могут быть только в одной конечности, иметь односторонний характер (рука и нога на стороне, противоположной пораженному участку мозга), охватывать все конечности. Недостаточность иннервации речевого аппарата обусловливает нарушение произносительной стороны речи (дизартрию) у ребенка с ДЦП. Если Детский церебральный параличсопровождается парезом мышц глотки и гортани, то возникают проблемы с глотанием.

У ребенка с ДЦП обычно понижен мышечный тонус. Формируются типичные для ДЦП деформации скелета (сколиоз, деформации грудной клетки). Кроме того, детский церебральный паралич протекает с развитием контрактур суставов в паретичных конечностях, что усугубляет двигательные нарушения. Расстройства моторики и деформации скелета у детей с ДЦП приводят к появлению хронического болевого синдрома с локализацией болей в плечах, шее, спине и ступнях.

ДЦП гиперкинетической формы проявляется внезапно возникающими непроизвольными движениями: поворотами или кивками головой, подергиваниями, появлением гримас на лице, вычурными позами или движениями. Для атонически-астатической формы ДЦП характерны дискоординированные движения, неустойчивость при ходьбе и в положении стоя, частые падения, мышечная слабость и тремор.

Сопровождать ДЦП могут такие проявления, как косоглазие, функциональные нарушения ЖКТ, расстройства дыхательной функции, недержание мочи, эпилепсия, тугоухость, ЗПР и ЗРР.

Как вылечить Детский церебральный паралич?

Так как ДЦП — это не отдельное заболевание, а целая группа состояний, полученных на самых ранних стадиях развития ребенка, вылечить, как болезнь ДЦП нельзя. Но благодаря реабилитации, способности мозга ребенка к восстановлению, многие проявления ДЦП со временем уходят, состояние ребенка улучшается. По мере роста ребенка и развития его ЦНС могут выявляться ранее скрытые патологические проявления, которые создают ощущение так называемой «ложной прогрессии» заболевания. В действительности Детский церебральный паралич не прогрессирует в течение жизни. Только под влиянием дополнительных соматических заболеваний могут возникать ухудшения. А вот постоянная реабилитация наоборот улучшит состояние и даст шанс на значительное повышение качества жизни. Детский мозг гибок и пластичен, здоровые ткани могут взять на себя функции поврежденных структур.

Читайте также:  Туляремия бактерия

Читайте также

Детский церебральный паралич — заболевание ЦНС при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга.

При ДЦП имеет место раннее органическое поражение двигательных и речедвигательных систем мозга. Причины этих нарушений могут быть разные: инфекционные заболевания, особенно вирусной этиологии, различные интоксикации и травмы во время беременности, хронические заболевания, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности крови. Предрасполагающими условиями могут быть недоношенность или переношенность, а также генетические факторы. В более редких случаях причинами ДЦП может быть акушерский травматизм, в результате нарушений родовой деятельности у матери, затяжные роды. ДЦП может возникнуть и после рождения в результате перенесенных нейроинфекций, тяжелых ушибов головы.

Особое место в клинике ДЦП занимают речевые расстройства. Частота речевых нарушений при детском церебральном параличе составляет 80%. Особенности нарушений речи и степень их выраженности зависят в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга. Отставание в развитии речи у детей с ДЦП связано не только с более медленным темпом созревания поздноформирующихся корковых отделов мозга, и в частности корковых речевых зон, но и с ограничением объема знаний и представлений об окружающем, недостаточностью предметно-практической деятельности и социальных контактов. Ошибки воспитания могут более утяжелять отставание в развитии речи. При воспитании ребенка с ДЦП дома взрослые обычно чрезмерно опекают, стремятся все сделать за него. Это не формирует у него потребности в деятельности и речевом общении.

Наиболее частым расстройством будет дизартрия. Сложной для диагностики и коррекции является алалия, так как недоразвитие символической языковой системы сочетается со специфическими особенностями мыслительной деятельности детей. При моторной алалии речь детей с церебральным параличом без специального обучения практически не развивается и остается на уровне звукоподражательных и лепетных слов. Частыми у детей с ДЦП являются нарушения письменной речи — дисграфии и дислексии.

Органическое поражение анализатора при ДЦП приводит к нарушениям артикулирования звуков речи, расстройствам голоса, дыхания, темпа и ритма речи, ее интонационной выразительности. Ведущими являются фонетико-фонематические нарушения. Характерные особенности дизартрии при ДЦП проявляются, прежде всего, во влиянии тонических рефлексов на речевую мускулатуру. Это определяет специфику логопедической работы при дизартрии у детей с ДЦП. Логопедические занятия проводятся в таких положениях ребенка, при которых влияние тонических рефлексов на речевую моторику было бы минимальным. Если ребенок сидит. То при проведении логопедических занятий, уроков надо обратить внимание на положение его головы: она должна находиться по средней линии, не опускаться на грудь, не поворачиваться в сторону, не откидываться назад. Надо избегать наклона туловища вперед, перекреста ног, приведения бедер, свисания стоп. При проведении занятий необходимо, чтобы зеркало и лицо логопеда находились на уровне глаз ребенка. Выбрав положение ребенка, после общего расслабления приступают к массажу и гимнастике артикуляционной моторики.

При проведении логопедической работы у ребенка необходимо подавлять сосательные и другие рефлекторные движения, постепенно обособлять артикуляционные, дыхательные движения и голосовые реакции от общих движений.

Особенностью дизартрии при ДЦП является общность нарушений общей и речевой моторики, связь разных форм дизартрии с определенными формами ДЦП. Наиболее частой формой является спастическая диплегия, при которой имеет место двустостороннее, иногда асимметричное поражение или недоразвитие центрального двигательного нейрона.

При этой форме поражаются и верхние и нижние конечности, причем ноги в большей степени. Важной задачей на подготовительном этапе работы является общее мышечное расслабление и снижение тонуса в речевой мускулатуре.

Особенностью дизартрии при ДЦП является недостаточность кинестетического восприятия. Ребенок не только с трудом и в ограниченном объеме выполняет движения, но и слабо ощущает положение и движение своих конечностей и органов артикуляции. Задачей логопедической работы при ДЦП является развитие ощущений артикуляционных поз и движений. Для улучшения ощущений артикуляционных движений используются упражнения с сопротивлением, чередование упражнений с открытыми глазами со зрительным контролем движений с помощью зеркала и с закрытыми глазами.

Особенностью нарушений звукопроизносительной стороны речи при дизартрии у детей с ДЦП является то, что при всех видах активных движений в конечностях нарастает мышечный тонус в артикуляционной мускулатуре и усиливаются дизартрические расстройства. Выполнение любых движений с усилением вызывает повышение мышечного тонуса в общей и речевой мускулатуре. Во время занятий не следует требовать от ребенка чрезмерных усилий. Для развития речевого дыхания рекомендуются различные упражнения на дутье. Однако для детей с ДЦП, особенно в раннем возрасте, они не всегда полезны в тех случаях, когда ребенок производит их с чрезмерным усилием, что усиливает его общее мышечное напряжение. Нарушения артикуляционной моторики при ДЦП не только затрудняют формирование произносительной речи ребенка, но и вторично нередко вызывают нарушения фонематического восприятия. Это может вызвать у ребенка трудности звукового анализа слов и искажения их звуко-слоговой структуры. Для детей с ДЦП характерны специфические трудности в усвоении лексической системы языка. Имена существительные, глаголы, и предлоги составляют 90% всего лексического запаса. А все другие части речи представлены крайне редко. Дети не знают значения многих слов, заменяют значение одного слова значением другого, совпадающим с ним по звучанию, Характерные нарушения лексики у детей с ДЦП обусловлены спецификой самого заболевания. В силу двигательных нарушений, ограниченности социальных контактов, активное познание окружающего мира ребенком ограничено. Отмечаются специфические трудности в формировании целостного представления о предмете, а также о восприятии его основных качеств. Развитие восприятия и представлений осуществляется в разных видах деятельности, в игре. Таким образом, важной предпосылкой развития и обогащения словаря является формирование восприятия и представлений об окружающих предметах и явлениях. Восприятие необходимо развивать в повседневной жизни путем специальной организации разных видов деятельности, в которых ребенка учат смотреть, наблюдать, слушать, т.е. осмысленно воспринимать предметы и явления окружающего мира.

  • Детей с первым уровнем речевого развития обучают понимать и произносить названия окружающих предметов и действий с ними, различать и называть части предметов (части лица и тела человека, части предметов обихода, игрушек).
  • При первом — втором уровне речевого развития у детей уточняют и пополняют словарь названиями предметов, с которыми дети сталкиваются и действуют в быту, учат понимать и называть слова, обозначающие предметы обихода (одежда, посуда, мебель и др.). Одновременно уточняют и дифференцируют восприятия и представления ребенка, знакомят с особенностями предметов, их назначением, учат вычленять и обозначать словесно качества и свойства предметов.
  • При третьем уровне речевого развития содержание словарной работы расширяется: наряду с развитием понимания и введения в активный словарь ребенка названий окружающих его предметов (предметов обихода, продуктов питания, овощей, фруктов). Его учат ориентироваться в пространстве (вперед, назад, далеко, близко), развивают временные представления (утро, вечер, сначала, потом), с использованием соответствующего словаря.
Читайте также:  Строение глотки анатомия

На специальных занятиях детей учат различать сходные предметы по существенным признакам и обозначать их словом (у грузовой машины — кузов, в отличие от легковой). Все содержание словарной работы опирается на расширение, углубление и обобщение знаний детей об окружающем.

У детей с ДЦП в силу фонетико-фонематических нарушений, задерживающих общее становление речи, усвоение грамматических форм и категорий происходит крайне медленно из-за ограниченности их речевого общения, недостаточности слухового восприятия, внимания к звуковой стороне речи.

Кроме того, своеобразие познавательной деятельности детей с церебральным параличом в значительной степени затрудняет у них анализ структуры языковых единиц и определяет характерные затруднения в овладении грамматическим строем языка. Учащиеся с ДЦП нередко затрудняются в правильном употреблении отдельных грамматических форм и категорий, нарушают структуру предложений (пропускают предлоги, второстепенные члены предложений, не соблюдают порядок слов). Несформированность грамматической стороны речи наблюдается у детей, у которых речевой дефект проявляется в виде общего недоразвития речи. Все специальные занятия по развитию грамматического строя речи сочетаются с обогащением опыта разговорной речи детей. Формирование лексико-грамматической стороны речи осуществляется как единый неразрывный процесс. При этом обращается внимание на усвоение ребенком однокоренных слов, подготовку его к морфологическому анализу слов. Успешное формирование грамматических навыков и умений у детей с церебральным параличом возможно только при комплексном подходе к умственному и речевому развитию детей.

При детском церебральном параличе, в виду разнообразной локализации поражения мозга, а также нарушений его созревания могут отмечаться все известные формы дислексии. Важную роль в механизме этих нарушений играет недостаточное функционирование различных анализаторных систем. Нарушения письменной речи у детей с ДЦП могут зависеть от недостаточности их зрительных впечатлений и представлений, несформированности оптико-пространственного гнозиса (буквы не узнаются, долго не запоминаются). Это затрудняет их соотнесение с определенными звуками — звуко-буквенный анализ формируется с большим трудом. На письме буквы смешиваются, особенно сходные по написанию, искажается смысл слов. Если эти нарушения определяются недостаточностью зрительных представлений, то списывание остается сохранным. Если же в их основе лежит несформированность оптико-пространственных представлений. То и списывание претерпевает определенные трудности. Особенностью нарушений письма у детей с ДЦП является его зеркальность, особенно проявляющаяся на начальных этапах обучения. Дети рисуют и пишут справа и асимметричные буквы изображают зеркально. Они путают сходные по написанию графемы. В ряде случаев нарушения при письме проявляются в виде пропусков слогов и букв, в смешениях и заменах согласных звуков, близких по месту и способу артикуляции. Специфические затруднения при письме у детей с ДЦП чаще всего обусловлены недостаточностью взаимосвязи зрительных образов слов с их звуковыми и артикуляционными, с несформированностью зрительно- моторной координации. Ребенок не может плавно прослеживать движения пишущей руки, это затрудняет слитное написание слов или отдельных слогов, чаще со стечениями согласных. В результате возникают пропуски, перестановки слогов и слов. В некоторых случаях повторения одних и тех же букв или слогов, а иногда и слов.

Предупреждению дисграфии у детей с ДЦП способствует ранняя коррекционная работа, направленная на развитие всех сторон речи, на развитие зрительного и слухового восприятия, зрительно-моторной координации.

Различные речевые нарушения при ДЦП наблюдаются у 80% маленьких пациентов. Их проявление напрямую зависит от степени поражения головного мозга, уровня развития центральной нервной системы. Отсутствие четкой и связной речи лишает ребенка возможности полноценного общения в окружающем обществе.

Основные виды и причины нарушений

Речевые нарушения у детей с ДЦП наблюдаются уже на первом году жизни. В отличие от здоровых малышей, они с трудом произносят 1–2 слова в 10–12 месяцев. Их попытка «лепетать» не имеет эмоционального тона или реакции, а на первое место в общении с родителями выходит жестикуляция.

Основные виды речевых нарушений при ДЦП:

Дизартрия – нарушается нормальное произношение звуков, голос ребенка тихий с придыханием. Проблема возникает из-за спазма мышц лица, нижней челюсти и патологического недоразвития речевых механизмов нервной системы.
Дислексия и дисграфия – при внутриутробном поражении мозговых участков, отвечающих за речь, больного невозможно научить писать простые слова и предложения.
Алалия – патология полного или частичного отсутствия речи встречается при нормальном уровне слуха. При сенсорной форме малыш просто не понимает обращенные к нему слова. При моторной страдают психомоторные функции, мешая крохе научиться говорить даже отдельные звуки осознанно.
Заикание – возникает при легкой степени поражения речевой зоны головного мозга.
Анартрия – полное отсутствие речевых навыков.

Читайте также:  Таблетки для девушек возбудитель в аптеках

У ребенка часто встречается задержка речевого развития при ДЦП. Он начинает говорить осознанные слова только после 3–4 лет, с трудом строит фразы. Дефект выражен более серьезно при недоразвитии коры головного мозга, нарушении мелкой моторики.

К серьезным речевым нарушениям при ДЦП приводят не только врожденные заболевания и внутриутробные инфекции. При уходе за больным ребенком многие родители предупреждают его малейшее желание. Поэтому у него отсутствует необходимость о чем-то просить, произносить желания вслух.

Дизартрия при ДЦП

Наиболее частая форма речевой патологии при ДЦП – дизартрия. При патологии страдает произношение каждого звука, поэтому речь невнятная и нечеткая. В зависимости от степени поражения больной разговаривает слишком медленно или «глотает» слоги. Различают разные степени нарушения:

Легкая – на некоторых участках артикуляционного аппарата наблюдается парез. Поэтому невнятными являются только отдельные звуки (гласные, шипящие или звонкие).
Средняя – повышенный тонус мышц лица не дает произносить треть звуков. Малыш произносит слова невнятно, ему тяжело объяснить свои просьбы и желания.
Тяжелая – связная речь отсутствует из-за полной атрофии лицевой мускулатуры. Она наблюдается у 80% детей со спастическим тетрапарезом, о котором упоминалось ранее.

Кроме нарушения речи, у больного наблюдается гипертонус мышц, снижена моторика. Движения пальцев рук ограничены. Он разговаривает, словно рот заполнен не пережеванной едой.

Особенности развития и коррекции речи у детей с ДЦП

При диагностике выделяются следующие особенности речевых нарушений при ДЦП:

• позднее появление младенческого лепета;
• слова произносятся по слогам, с разным темпом;
• наблюдаются проблемы с глотанием пищи;
• повышенное выделение слюны;
• ограниченное количество используемых слов.

Перед составлением речевой карты пациента с ДЦП проводится комплексное обследование с применением МРТ головного мозга, энцефалограммой. Сурдолог должен исключить патологии слуха, мешающие восприятию звуков. Основная работа по реабилитации ложится на логопеда-дефектолога и невропатолога.

Как упоминалось ранее, психические и речевые нарушения при ДЦП корректируются одновременно с помощью разных методов:

• курсовой прием нейростимуляторов, витаминов группы В;
• массаж мышц, отвечающих за работу артикуляционного аппарата;
• иглоукалывание активных точек;
• логопедическая гимнастика в игровой форме;
• использование различных приспособлений для стимуляции мелкой моторики.

Задача дефектолога – спровоцировать желание говорить, расширять словарный запас. При уменьшении пареза лицевых мышц улучшается четкость отдельных звуков. В домашних условиях родители должны продолжать активные занятия в форме игры, читать ритмичные стихи и сказки.

Версия: Клинические рекомендации РФ (Россия) 2013-2017

Общая информация

Краткое описание

Союз педиатров России

Клинические рекомендации: Детский церебральный паралич у детей

Год утверждения (частота пересмотра): 2016 (пересмотр каждые 3 года)

— Профессиональные медицинские справочники. Стандарты лечения

— Коммуникация с пациентами: онлайн-консультация, отзывы, запись на прием

Скачать приложение для ANDROID / для iOS

— Профессиональные медицинские справочники

— Коммуникация с пациентами: онлайн-консультация, отзывы, запись на прием

Скачать приложение для ANDROID / для iOS

Классификация

• Детский церебральный паралич: атаксическая форма.

и Л.О. Бадаляна с соавт. (1988г.):

Таблица 1 — Классификация ДЦП

• поздняя резидуальная: старше 3 лет.

Двусторонняя (двойная) гемиплегия в международной клинической практике также получила название квадриплегии, или тетрапареза. Учитывая сохраняющиеся разногласия в экспертных оценках с применением топографической классификаций ДЦП, межнациональные различия в классификациях, на сегодняшний день, всё большее распространение получают такие термины, как «двусторонний», «односторонний», «дистонический», «хореоатетоидный» и «атаксический» ДЦП (приложение Г2).

Этиология и патогенез

Эпидемиология

Клиническая картина

Cимптомы, течение

Одна из самых тяжёлых форм ДЦП, являющаяся следствием аномалий развития головного мозга, внутриутробных инфекций и перинатальной гипоксии с диффузным повреждением вещества головного мозга, нередко сопровождающаяся формированием вторичной микроцефалии. Клинически проявляется двусторонней спастичностью, в равной степени выраженной в верхних и нижних конечностях, либо преобладающей в руках. При этой форме ДЦП наблюдается широкий спектр сопутствующей патологии: последствия повреждений черепных нервов (косоглазие, атрофия зрительных нервов, нарушения слуха, псевдобульбарный синдром), выраженные когнитивные и речевые дефекты, эпилепсия, раннее формирование тяжёлых вторичных ортопедических осложнений (контрактур суставов и костных деформаций). Тяжёлый двигательный дефект рук и отсутствие мотивации к лечению и обучению резко ограничивают самообслуживание и простую трудовую деятельность.

Диагностика

При ДЦП клинические симптомы и степень функциональных нарушений значительно варьируют у разных пациентов и зависят от размера и топографии повреждений головного мозга, а также от интенсивности и длительности ранее проводимых лечебных и реабилитационных мероприятий (Приложение Г3)

— повышение общей рефлекторной возбудимости – выраженный стартл-рефлекс.

Дифференциальный диагноз

Лечение

Согласно опубликованному в 2009 г. Европейскому консенсусу по лечению ДЦП с использованием ботулинотерапии, выделяют несколько основных групп лечебных воздействий при спастических формах ДЦП [11]. (Приложение Г1).

(Сила рекомендаций – 1; достоверность доказательств – С)

(Сила рекомендаций – 1; достоверность доказательств – А)

Снижение спастичности, само по себе, обладает минимальным влиянием на приобретение ребёнком с ДЦП новых функциональных возможностей, а для верхних конечностей «высокий уровень доказательности эффективности инъекций БТА выявлен только как дополнения к физической реабилитации у детей со спастическими формами ДЦП. При сравнении с плацебо или отсутствием лечения одни инъекции БТА не показали достаточной эффективности». В связи с этим обязательным элементом лечения пациентов с ДЦП является функциональная терапия.

Ортопедические и нейрохирургические методы, играя ничуть не меньшую роль в восстановлении и сохранении функциональных способностей пациентов с ДЦП, требуют подробного рассмотрения в отдельных рекомендациях в силу своей специфичности и разнообразия.

Ссылка на основную публикацию
У девушки при мочеиспускании кровь
Следует знать, что красная моча может быть результатом потребления некоторых продуктов – например, свеклы и ревеня. Однако следует проконсультироваться с...
У девочки при мочеиспускании жжение
Непатологические причины неприятных ощущений Жжение как признак заболевания Диагностические мероприятия Лечение недомогания Превентивные меры Жжение после мочеиспускания у женщин может...
У девочки растет одна молочная железа
Молочная железа - орган сложный и нежный. Навредить ей могут многие факторы: гормональные всплески, плохая экология, стрессы, неправильное питание, увлечение...
У девушки чешется пизда
Зуд во влагалище – достаточно неприятное ощущение. Зуд возникает по многим физиологическим причинам, может самостоятельно возникать и также неожиданно исчезать....
Adblock detector