У глухих от рождения детей не развивается

У глухих от рождения детей не развивается

Правильное понимание проблемы родителями — залог сохранения речи малыша.

Необходимость отдельного рассмотрения нарушений речи у детей с неполноценным слухом объясняется следующим.

Во-первых, нарушение нормального функционирования одного из ведущих речевых анализаторов приводит к особенно серьезным отклонениям в речевом развитии детей, на что нельзя не обратить внимание читателя.

Во-вторых, правильное понимание этой проблемы родителями и своевременное принятие ими коррекционно-профилактических мер позволит многое сделать для сохранения речи детей.

Принято различать две основные категории детей с нарушением слуха: глухих и слабослышащих, а среди глухих — рано- и позднооглохших. Последние до наступления глухоты уже успели приобрести речь. Однако при наступлении глухоты в лет и при отсутствии специальной работы над речью к школьному возрасту у ребенка сохраняется лишь небольшой запас искаженных слов.

Случаи наследственной глухоты, передающейся из поколения в поколение, довольно редки. Что касается врожденной глухоты, то причинами ее может быть недоразвитие слухового аппарата ребенка при действии вредных факторов на 4-5-й неделе внутриутробного развития или его повреждение во второй половине беременности вследствие болезней матери, токсикозов, гормональных расстройств, резус-конфликта и пр. Причиной рано приобретенной глухоты может явиться асфиксия при рождении.

Принципиальная разница между слабослышащим и глухими заключается в том, что имеющаяся у слабослышащих степень сохранности слуха позволяет им хотя бы в самой минимальной степени самостоятельно обогащать свой словарный запас, тогда как для глухих это полностью исключено. В дальнейшем изложении мы больше не будем касаться проблемы глухоты и рассмотрим нарушения речи у детей со сниженным слухом.

Слабослышащие дети могут иметь разную степень снижения слуха. Принято различать три степени тугоухости, из которых самой тяжелой является третья. Однако для жизни человека гораздо большее значение имеет не степень потери слуха, а состояние его речи, поскольку при одной и той же степени тугоухости возможности речевого общения могут быть весьма различными. Поэтому и комплектование школ для слабослышащих детей осуществляется в основном не по состоянию слуха, а по уровню речевого развития.

Ввиду сказанного очень важно как можно раньше выявить имеющуюся у ребенка слуховую недостаточность, чтобы сделать все возможное для полноценного формирования у него речи. Беспокоиться об этом следует буквально с самых первых дней утраты слуха, а при врожденной тугоухости — с первых дней жизни ребенка.

Состояние речи у детей со сниженным слухом зависит от следующих условий.

  1. От степени снижения слуха (чем больше снижен слух, тем хуже условия для развития речи).
  2. От времени наступления тугоухости (чем раньше, тем хуже).
  3. От условий воспитания ребенка, то есть от того внимания, которое уделяется развитию его речи. Этот последний фактор настолько важен, что во многих случаях он может перевесить первые два, причем в самых неблагоприятных случаях только на него и могут возлагаться основные надежды.

Мы рассмотрим нарушения речи преимущественно у слабослышащих с 1-2-й степенью тугоухости, владеющх развернутой речью. Большая часть детей с первой степенью тугоухости обучается в общеобразовательных школах.

Расстройства речи при тугоухости

Все имеющиеся у слабослышащих нарушения речи условно могут быть разделены на две большие группы — на нарушения, непосредственно связанные со снижением слуха, и не связанные с его снижением. Ко второй группе нарушений следует отнести, например, заикание, дизартрию, открытую и закрытую органическую ринолалию, а также «моторные» формы дислалии и оптические дисграфию и дислексию. Эти виды речевой патологии у слабослышащих как по своей причинной обусловленности, так и по методам коррекционного воздействия приближаются к однотипным нарушениям речи у детей с нормальным слухом.

Что касается речевых расстройств, которые непосредственно связаны с неполноценностью слуховой функции, то они достаточно разнообразны. Однако если попытаться как-то объединить и обобщить все эти нарушения, то здесь правильнее всего будет говорить о недоразвитии у слабослышащих всех сторон речи из-за невозможности ее полноценного восприятия на слух. У них нарушается как понимание речи окружающих, так и собственная произносительная речь во всех ее основных звеньях (звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй).

И это вполне понятно, поскольку речь у детей развивается путем подражания, а полноценно подражать полуслышимой речи невозможно.

Рассмотрим состояние у слабослышащих каждой из названных сторон речи.

Понимание речи (импрессивная речь) у этой категории детей страдает из-за неполноценности ее слухового восприятия. Ведь прежде чем понять сказанное, нужно его правильно воспринять, то есть правильно услышать, а при сниженном слухе это далеко не всегда возможно. Слабослышащий ребенок вообще не воспринимает на слух некоторые звуковые частоты, что лишает его возможности различения многих звуков. Так, высокочастотные звуки «с» и «ц» в словах типа «свет — цвет» в условиях проведенного нами специального исследования не воспринимали на слух 84 % слабослышащих учащихся даже с преимущественно первой степенью тугоухости. А это значит, что для них существенно затруднено слуховое восприятие, а следовательно, и понимание тех слов, в состав которых входят эти звуки. Но ведь большинство слабослышащих не различают на слух далеко не одну пару звуков. Тогда каким же образом им удается понимать речь окружающих?

Правильному пониманию речи в условиях неполного ее восприятия может способствовать следующее.

Во-первых, учет конкретной ситуации речевого общения. Допустим, ребенок, не различающий на слух звуки «п» и «б», слышит в разговоре слово «бочка», которое для него звучит неотличимо от слова «почка». Если общая тема разговора посвящена разного рода заготовкам, то слабослышащий поймет, что речь идет о бочке для засолки овощей, а не о почке, которую можно застудить или которая может болеть. Если же говорят об операциях или болезнях, то это же самое сомнительное слово даже в условиях его изолированного произнесения будет истолковано в соответствии с темой разговора. И, наконец, третье толкование этому слову будет дано в ситуации сбора сосновых или ольховых почек.

Во-вторых, учет смысла соседних слов. Например, ребенок, не способный различить по слуху слова «тушь» и «душ», различит их в сочетаниях «горячий (или холодный, теплый) душ» и «черная тушь».

В-третьих, учет грамматической формы соседних слов. Так, различению слов «папа» и «мама» может помочь ориентировка на окончание употребленного рядом с ними глагола прошедшего времени: «мама пришла», тогда как «папа пришел».

В-четвертых, зрительное восприятие артикуляции сомнительных звуков, играющих решающую роль для понимания смысла слов. Естественно, что речь здесь может идти только о различающихся «по виду» звуках — типа «с» и «ш», «з» и «ж», «п» и «т», «б» и «д» и т. п. Опора на зрительное восприятие артикуляции звуков поможет различить слова типа «мишка» и «миска», «папа» и «тата», «белить» и «делить» и т.п.

Подобными способами домысливания в условиях затрудненного восприятия речи нередко пользуются и нормально слышащие люди (например, при разговоре по телефону или в шумном помещении), для слабослышащих же такое затрудненное восприятие имеет место постоянно. Однако для правильного домысливания необходимо иметь достаточный словарный запас и владеть основными грамматическими нормами языка. То и другое у слабослышащих оставляет желать лучшего, что будет видно из дальнейшего изложения. Следовательно, в вопросах понимания речи им трудно полностью компенсировать свою слуховую недостаточность, однако усовершенствование лексико-грамматической стороны речи улучшит в том числе и возможность ее понимания.

Словарный запас слабослышащих детей

Словарный запас слабослышащих детей отличается целым рядом своеобразных особенностей, типичных именно для этой категории детей. Основные из них следующие.

  1. Малый запас слов. Их именно мало, потому что ребенок со значительной степенью снижения слуха лишь немногое может самостоятельно уловить из речи окружающих и тем более прочно усвоить (имеются в виду те случаи, когда с ним не проводится никакой специальной работы по обогащению словаря).
  2. Неточность понимания значений употребляемых ребенком слов, выражающаяся в большинстве случаев в расширении и размытости этих значений. Так, название предмета может заменяться названием действия, признака или другого предмета («умываться» вместо «умывальник» или вместо «мыло»; «горячий» вместо «утюг»; «температура» вместо «термометр» и т. п.). Приведенные примеры во многом объясняются все той же бедностью словарного запаса — как говорится, не до тонкостей, лишь бы уловить, о чем вообще идет речь и подобрать хоть сколько-нибудь подходящее слово.
  3. Замены близких по звучанию слов, что характерно и для процесса восприятия речи (так называемые «ослышки»). Слабослышащий нередко улавливает лишь общий ритмический рисунок слова, то есть количество слогов в нем и место ударения. С этой точки зрения слова внутри каждой из приведенных ниже групп могут восприниматься ребенком как одинаковые: кочка — горка — кошка — норка — порка; молоток — потолок — порошок — петушок; ворота — ворона — хороший.
  4. Искажение окончаний слов, нередко до полной неузнавамости слова, например: «мой» вместо «мост»; «пароль» вместо «паром». Такие особенности произношения слов типичны именно для детей со сниженным слухом, что объясняется безударностью большинства окончаний в русском языке, а значит, недостаточной разборчивостью их звучания. В таком приблизительном, усеченном виде они и усваиваются детьми. Это лишний раз свидетельствует о необходимости особенно четкого проговаривания каждого слова в процессе общения со слабослышащим ребенком.
  5. Опускание безударных приставок и суффиксов по причине недостаточно хорошей слышимости тех и других, например: «бежали» вместо «побежали» или вместо «прибежали»; «стол» вместо «столик».
  6. Выпадение согласных звуков при их стечении, например: «трау» или «pay» вместо «страус» (последний глухой согласный тоже не слышен); «лон» вместо «слон».
  7. Замены акустически близких звуков, не различаемых ребенком на слух, что приводит к изменению смыслового значения слов («колос» вместо «голос», «гардина» вместо «картина»).
Читайте также:  Средства контрацептивной защиты

Нередко при произнесении одного и того же слова могут иметь место сразу несколько из перечисленных видов искажений, что изменяет слово до полной неузнаваемости, например: «рата» вместо «трактор», «арот» вместо «коробка». Все это вместе взятое позволяет судить о том, насколько неотчетливы и неустойчивы представления слабослышащего ребенка о смысловом значении и звуковом составе употребляемых им в речи слов.

Естественно, что это крайне затрудняет для него также процесс слухового восприятия и узнавания слов, произносимых окружающими людьми. Если бы даже ребенок правильно услышал сказанные слова (чего на самом деле нет), то ему было бы трудно соотнести их с имеющимися у него далеко не точными их «копиями». Единственный способ как-то исправить это положение заключается в четком и достаточно громком произнесении всех слов при разговоре со слабослышащим ребенком. Только в этом случае он получит реальную возможность для того, чтобы с самого начала усваивать все слова в их точном значении и правильном звуко-слого-вом и грамматическом оформлении.

Грамматический строй речи по уже рассмотренным выше причинам у слабослышащих детей также грубо нарушен. Связь между словами в предложении в русском языке выражается в основном при помощи окончаний и предлогов, которые чаще всего являются безударными и которых дети со сниженным слухом поэтому просто не слышат. А это значит, что они уже с момента овладения речью не могут усвоить правила согласования слов в роде, числе и падеже, что приводит к тяжелому и трудно преодолеваемому аграмматизму. К тому же фразовая речь у этих детей часто просто отсутствует — имеется лишь набор грамматически не связанных между собой слов.

Звукопроизношение у слабослышащих детей тоже не может формироваться нормально ввиду неполноценного функционирования одного из ведущих в этом отношении анализаторов — речеслухового. (Как помним, в ходе становления у детей звукопроизношения речеслуховой анализатор именно «ведет» за собой речедвигательный.)

Не слыша многих речевых звуков или воспринимая их на слух в усеченном виде (выпадают некоторые из составляющих эти звуки частот), ребенок не может им правильно подражать. Это приводит к тому, что до 96 % слабослышащих учащихся даже в старших классах школы имеют дефекты в произношении звуков речи, причем преобладающими являются полиморфные формы нарушения (на одного ребенка приходится от 4 до 31 неправильно произносимых звуков).

Роль родителей в формировании речи слабослышащего ребенка

В течение всех лет школьного обучения педагогам с большим трудом и не всегда достаточно успешно приходится перевоспитывать изначально неправильно сформировавшуюся (или даже заново воспитывать вообще несформировавшуюся) речь слабослышащего ребенка. По этой причине хочется еще и еще раз призвать родителей к тому, чтобы они постарались уже в самом раннем возрасте поставить развитие речи ребенка на правильные «рельсы». И сделать это можно только путем максимального обеспечения ее слышания, что достигается следующим:

  • достаточно громкой, небыстрой и отчетливой речью окружающих, которую ребенок сможет лучше услышать и понять;
  • привлечением внимания ребенка к артикуляции говорящего, что значительно облегчает восприятие им речи за счет дополнительного использования и более сохранного зрительного анализатора; а сокращением расстояния до ребенка во время речевого общения с ним, что также улучшает слышимость речи;
  • обогащением словарного запаса ребенка, поскольку знакомые слова всегда значительно легче воспринять и понять, чем впервые слышимые;
  • четким и достаточно громким проговариванием окончаний слов, что позволит ребенку овладеть правильными грамматическими нормами речи.

Кроме того, зная о большой предрасположенности ребенка со сниженным слухом к дефектному произношению многих звуков, важно уже с самого раннего его возраста предпринимать в этом отношении необходимые профилактические меры (громкое и отчетливое произнесение звуков взрослыми и привлечение внимания ребенка к артикуляции говорящего, о чем уже упоминалось выше). Однако при этом не следует замыкаться лишь на чисто слуховой стороне проблемы. Важно также обратить внимание на правильность строения речевого аппарата ребенка и на подвижность его артикуляторных органов, поскольку и то и другое нередко бывает нарушено. Своевременное устранение этих не связанных с состоянием слуховой функции препятствий на пути к овладению правильным звукопроизношением значительно улучшит последнее даже при том же самом состоянии слуха.

Мы не касаемся здесь достаточно эффективных специальных методов обучения, практикуемых уже в дошкольном возрасте, а говорим лишь о «домашних» средствах, доступных самим родителям и играющим очень большую роль в формировании у ребенка возможно более полноценной речи. Однако ни в коем случае не следует ограничиваться только этими средствами, а наряду с их постоянным использованием нужно в то же время в возможно более ранние сроки обратиться к специалистам.

Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.

По данным Всемирной Организации Здравоохранения на сегодняшний день в мире 360 миллионов человек (примерно 5% населения планеты) живут с потерей слуха, приведшей к инвалидности. Из них: 32 миллиона — дети, 145 миллионов — женщины, 183 миллиона — мужчины.

Причины и последствия потери слуха человеком, по мнению специалистов, можно свести к минимуму, если их своевременно выяснить и принять меры. Среди детей распространенность нарушений слуха достигает 1,7%, среди взрослых – 7%. Почти 90% глухих и слабослышащих людей проживают в странах с низким и средним уровнем доходов. В странах с высоким уровнем доходов – лишь 11%.

Около 180 миллионов человек в мире страдают от потери слуха, затрудняющей понимание обычной разговорной речи. У глухих и слабослышащих детей с рождения не развиваются речевые и социальные навыки, затрудняется или становится невозможным обучение, ущемляется чувство собственного достоинства, возникает закомплексованность.

Всемирная организация здравоохранения в 1995 году приняла резолюцию о предупреждении нарушений слуха, где выражалось беспокойство из-за значительного обострения во всем мире проблемы глухоты, которой можно избежать. В 2015 году, констатируя усиление риска потери слуха, ВОЗ развернула инициативу «Не подвергайте свой слух опасности». За последние годы ВОЗ разработала стратегию обеспечения здоровья слуха и программы профилактики глухоты и потери слуха.

У детей в раннем возрасте более чем в 30% случаев глухота наступает после таких болезней, как корь, свинка, краснуха, менингит и цитомегаловирусная инфекция. Их можно предотвратить с помощью иммунизации, вакцинации и соблюдения гигиены.

Еще в 17% потеря слуха в детстве вызвана осложнениями при родах: недоношенностью, низкой массой тела при рождении, родовой асфиксией и желтухой новорожденных. Охрана здоровья матерей и младенцев поможет избежать этих осложнений и их последствий для слуха. По оценкам медиков, сегодня потери слуха среди детей предотвратимы на 60%.

Более 1 миллиарда молодых людей (от 12 до 35 лет) в мире подвергаются повышенному риску оглохнуть по причине небезопасного прослушивания музыки в наушниках и воздействия громкого звука в шумных развлекательных заведениях (в клубах, барах, на дискотеках, концертах, спортивных мероприятиях и др.). Такую потерю слуха легко предотвратить, регулируя громкость звука или избегая шумных мест. Слушать музыку в наушниках врачи не рекомендуют, в крайнем случае – очень недолго и негромко.

Постоянное воздействие шума на рабочем месте часто приводит к глухоте. От этого страдают люди, работающие на производственных предприятиях, стройплощадках и в прочих шумных местах. Соблюдение закона о борьбе с шумом на рабочем месте, в окружающей среде и во время досуга может снизить угрозу потери слуха из-за постоянного воздействия громкого звука.

Читайте также:  Срыгивание при прорезывании зубов у детей

Не леченые инфекции уха – распространенная причина утраты слуха среди детей и взрослых. Исследования показывают: около 330 миллионов людей в мире страдают хроническими инфекциями уха, чаще всего – хроническим гнойным отитом среднего уха. Эти инфекции обычно сопровождаются выделениями из уха, ведут к глухоте и могут вызвать опасные для жизни осложнения – менингит и абсцесс мозга. Ежегодно в мире от осложнений отита среднего уха умирают до 21 000 человек. Раннее выявление и оперативное реагирование на инфекции уха значительно сокращают риск потери слуха и сводят к минимуму возможные осложнения.

Еще одна предотвратимая причина глухоты – использование ототоксичных медицинских препаратов (аминогликозиды и некоторые лекарства от малярии). Этого можно избежать только при рациональном применении ототоксичных препаратов. Регулирование и мониторинг их использования уменьшают опасность лишения слуха.

В среднем, курильщики примерно в 1,6 раза чаще полностью или частично теряют слух по сравнению с некурящими людьми, вне зависимости от их экономического положения, типа работы и других факторов риска. НЕ КУРИТЕ!

Источник: ВОЗ «Предупреждение глухоты и потери слуха»

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Челябинская областная клиническая больница».

454076, Челябинск,
ул. Воровского, д. 70
+7 (351) 749-37-27
chelmed.ru

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутская окружная клиническая больница».

628400, Сургут,
ул. Энергетиков, д. 24/2
+7 (3462) 52-73-25,
+7 (3462) 52-71-50
+7 (3462) 52-71-44
surgut-okb.ru

ГБУЗ Свердловской области Детская клиническая больница восстановительного лечения «Научно-практический центр «Бонум».

620149, Екатеринбург,
ул. Академика Бардина, д. 9а
+7 (343) 240-42-68
+7 (343) 240-02-38
bonum.info

ФГАУ «Национальный научно-практический центр здоровья детей» Минздрава России.

119991, Москва,
пр-кт Ломоносовский, д. 2, стр. 1
+7 (495) 967-14-20
nczd.ru

ГБУЗ «Научно-исследовательский клинический институт оториноларингологии им. .

117152, Москва,
ш. Загородное, д. 18А, стр. 2
+7 (499) 638-36-40
nikio.ru

ФГБУ «СПб НИИ ЛОР» Минздрава России — ведущее научно-исследовательское лечебное учреждение России, где проводят кохлеарную имплантацию. Входит в ассоциацию клиник HEARRING.

Обсуждая эту тему, заметим, что «глухой-плюс» — не общепринятый термин. Часто используются другие термины, например, «с особыми потребностями», «с множественными нарушениями», «слепоглухой», «слепоглухой с тяжелыми нарушениями» и т. п.

Для простоты мы будем называть «глухой-плюс» тех глухих или слабослышащих детей, у которых есть еще что-нибудь из следующего: дополнительные медицинские осложнения, церебральный паралич, слепота или другие нарушения зрения, синдром Дауна, задержка развития, аутизм, проблемы с сенсорной интеграцией и т. д.

Мы надеемся, что эта глава поможет вам понять, что у каждого ребенка есть своя особенная комбинация трудностей и сильных сторон.

Следующий текст написан мамой глухого ребенка с тяжелым церебральным параличом:

«Для некоторых семей нарушение слуха — всего один из множества диагнозов.

Если другие проблемы достаточно серьезны, нарушение слуха может казаться не столь важным. У вас могут быть неотложные проблемы со здоровьем ребенка, трудности с кормлением, судороги, прогрессирующие состояния и что угодно еще. Может показаться, что коммуникация менее важна, чем все эти вещи. Но общение — такая базовая, основополагающая часть жизни, что она необходима для благополучия любого человека; она может помочь во всех условиях, с которыми вы столкнетесь. На самом деле она может оказаться ключом .

Когда родился мой сын, потеря слуха оказалась не первой вещью, о которой мы (родители) узнали. Он кричал целыми ночами и большую часть дня! Когда в 4 месяца его осмотрел невролог, он выдал длинный список направлений, в который входили обследование зрения, ЭЭГ, КТ, МРТ, оценки аудиолога, физического терапевта, эрготерапевта и другие. Это все было для меня непонятно и, конечно, ошеломило. О чем это все? И ничто из этого не могло помочь в нашей непосредственной ситуации. Нам по-прежнему надо было справляться с ребенком, который все время кричал, никогда не спал, которого было трудно кормить, нужно было осторожно брать и укладывать. Как вы можете догадаться, его нарушение слуха волновало нас меньше всего, оно казалось почти неважным, когда мы попали в новый пугающий мир обследований, оценок, диагнозов, медицинского жаргона, терапий, подходов к лечению, финансовых сложностей, решений.

Но это был недостающий элемент! Всем человеческим существам нужно общаться, и как только мы пошли по этой дороге, мир открылся. Я теперь вижу это как один из ключей к развитию сына, к появлению у него чувства собственной ценности, вообще самоощущения. С помощью смеси разных методов коммуникации он начал развивать способность понимать окружающий мир и быть понятым, стал меньше плакать, лучше спать, научился выбирать и выражать свои желания, стал счастливее и здоровее.

Конечно, это моя личная история. Может быть, у вашего ребенка более тяжелое или более легкое состояние, или вы не уверены, есть ли у него/нее дополнительные задержки в развитии. В любом случае непросто выбрать приоритеты и решить, что нужно делать для именно вашего ребенка и вашей семьи. Некоторые из методов коммуникации, которые предлагают для типично развивающихся глухих или слабослышащих детей, могут оказаться неидеальными или невозможными для вашего ребенка из-за таких его ограничений как физические возможности, выносливость, когнитивное развитие, нарушение зрения, состояние здоровья. Вам, как и всем другим семьям, придется выяснять, что работает в вашем случае, экспериментировать с существующими методами, изменять их под вашего ребенка и обращаться к другим людям за поддержкой и информацией, которые помогут вам справиться со всем этим и добиться как можно большей гармонии и успеха в вашей семье.

Вы найдете свои собственные ресурсы — друг, терапевт, доктор, учитель, интернет — мало ли на что вы можете наткнуться в поиске недостающих кусков головоломки. Может быть, вы станете экспертом в вашей уникальной области (как бывает со многими родителями) и сами будете ресурсом для других. Мы все — эксперты по нашим детям и семьям. Но даже экспертам нужны учителя, советчики, коллеги, постоянное обучение и поддержка»

Как упомянула мама, она начинала коммуникацию со своим сыном «с помощью смеси разных методов коммуникации». Ее сын, скорее всего, использовал то, что называется «намеренные ответы». К ним относятся, среди прочих, следующие:

— Изменение в аффекте, настроении, выражении лица

— Изменение паттерна звуков и движений

— Изменение паттерна дыхания

— Перевод взгляда на взрослого или на предмет, когда начинается или прерывается какое-то действие

— Поиск взглядом предмета или взрослого, когда этот предмет предъявляется

— Двигательная попытка прекратить или продолжить действие

Дети с любыми способностями используют такие ответы, независимо от того, есть ли у них формальный способ коммуникации. Однако для «глухих-плюс» детей очень важно, чтобы взрослые понимали, что их «намеренные ответы» — это коммуникация. Детям и взрослым придется приложить совместные усилия, чтобы стало ясно, что эти ответы означают. Например, взрослому надо будет понять, означает ли изменение в поведении ребенка, что ему нечто нравится или, наоборот, не нравится. Это потребует терпения от них обоих. Взрослый должен будет быть терпеливым с ребенком, а ребенок будет учиться быть терпеливым со взрослым.

Мама глухой девочки с синдромом Дауна пишет:

«Когда я раздражаюсь, пытаясь общаться с моей дочкой, я стараюсь поставить себя на ее место и понимаю, что она, вероятно, так же раздражена. Одна из вещей, которые я со временем поняла, — моя дочь не перейдет к новой части разговора, пока не получит от меня подтверждения ее предыдущего сообщения. Например, если она использует знак, которого я не знаю, она не перейдет к следующему знаку, пока я не повторю ее знак и не кивну головой. Делая так, я подтверждаю, что ее «слова/жестовые знаки» осмысленны и важны, даже если я сейчас не понимаю, что она мне говорит. Я думаю, примерно так же взрослые говорят друг другу «понимаю», даже если не понимают. Это помогает поддерживать разговор и отношения.»

Родители «глухого-плюс» мальчика пишут:

«В том, чтобы быть родителями глухого ребенка с множественными нарушениями, есть и свои трудности, и свои вознаграждения. Наш сын — самый милый, добродушный ребенок, какого только можно себе представить. И это при том, что у него не слышит одно ухо, слуховая нейропатия в другом, нарушение зрения, когнитивное отставание, аутизм, недостаточность иммунной системы, и каждый день ему приходится делать разжижающие кровь уколы, потому что без них его кровь по неизвестной причине образует сгустки.

Читайте также:  Тазовый пояс состоит из каких костей

Мы используем с сыном жестовый язык, говорим с ним, раньше использовали PECS (система коммуникации при помощи обмена картинками). Мы бомбардируем его коммуникацией со всех направлений. Он также компьютерный ас, в чем есть и свои минусы.

У нашего сына даже развилось неплохое чувство юмора, и временами он озорничает. Мы всегда рады это видеть, потому что очень долго он был слишком послушным. Говорят, что у глухих детей не развивается чувство юмора и воображение. В случае нашего мальчика это не так — у него есть и то, и другое. Может быть, меньше, чем у его ровесников, но есть.

Когда сын был младше, мы с ним прошли через множество госпитализаций, пока врачи не разобрались с его иммунной системой и свертываемостью крови. В больницах больше всего бесило то, что персонал делал с ним всякие вещи, ничего ему не объясняя и нам не давая возможности объяснить — они просто предполагали, что он ничего не поймет.

Есть столько вещей, про которые доктора говорили, что он никогда не будет их делать, а он делает, что мы иногда восхищаемся и поражаемся, как многого он добился (и будет добиваться дальше). Ему иногда стоит такого труда сделать какую-то мелочь, что нам становится стыдно, что все мы принимаем многие вещи как само собой разумеющиеся.

Сын научил нас любви без всяких условий. Мы научились у него терпению. Из-за него мы встретили столько прекрасных людей и испытали столько замечательных переживаний, которых иначе не было бы. Мы вечно благодарны, что он есть в нашей жизни».

В любом случае именно вы, вероятно, будете «главным координатором» помощи вашему ребенку. Будьте сильны, ищите поддержку других и помните, что вы не одиноки.

Этим вопросом задается каждая семья, в которой появляется ребенок со сниженным слухом. Как же так? Почему у нас, ведь мы все хорошо слышим?

Чтобы разобраться с ответами на эти вопросы, нужно вникнуть в теорию.

Генетическая предрасположенность

Более чем в половине случаев потери слуха связаны с генетической предрасположенностью. Именно гены определяют, какие наследственные признаки перейдут от родителей к детям. От матери и отца мы получаем по одной копии каждого гена. Этот генетический набор может содержать как нормальные гены, так и патогенные, которые проявляются в виде заболеваний.

Каждый из нас может быть носителем измененных, патогенных генов. И проблема в том, что такие гены могут себя не проявлять, а мы – даже не знать об их существовании.

Измененные гены по-другому называют мутацией. Когда ребенок получает два таких измененных гена, по одному от каждого родителя, мутация проявляется. Вероятность совпадения двух мутационных генов составляет около 25 %.

Как выявить предрасположенность

Диагностика генетической предрасположенности выполняется следующими способами:

  • Наследственный анамнез больного.
    Другими словами, это генеалогическое древо с информацией о хронических заболеваниях и о том, как они протекали и в каком возрасте развивались. Чем подробнее будет этот список, тем лучше. Полученные данные позволят выстроить четкую систему по диагностике и профилактике возможных болезней.
  • Регулярные аудиометрические исследования.
    Позволяют определить восприимчивость слуха к звуковым волнам разной частоты.
  • Молекулярно-генетический анализ.
    Выявляет наследственные патологии и анализирует наличие модификаций в генах, хромосомах и ДНК.
  • Вспомогательные методы диагностики.
    Например, компьютерная или магнитно-резонансная томография.

Каждый человек может являться носителем гена рецессивной несиндромальной глухоты, которая никак себя не проявляет. Чаще всего люди даже не знают о том, что такой ген есть в их организме

На что обратить внимание

Не всегда нужно копаться в причинах случившегося. Возможно, вы узнаете, что явилось причиной и привело к снижению слуха у ребенка. А ввозможно, причина так и останется загадкой. Генетика – это всего лишь статистика. Ее не исправишь. Конечно, хочется знать и понимать, как можно было избежать глухоты. Однако когда проблема уже есть, то важнее ставить другой вопрос: «Как помочь малышу?»

Часто нарушение слуха у крохи воспринимается родителями трагически. Переживание глубоких душевных страданий может помешать увидеть самое главное – своего ребенка. А для него снижение слуха совсем и не горе. При своевременном обращении к специалистам ребенок становится полноправным членом общества и развивается так же, как все остальные. Иногда даже лучше.

Случай из практики: мальчик, кохлеарные имплантаты установлены на оба уха. Первый – в 2 года, второй – в 4. В 14 лет он приехал из Чечни вместе с отцом на очередную настроечную сессию. По развитию мальчик ни в чем не уступает сверстникам. Участвует в олимпиадах по физике, знает несколько языков: русский, чеченский, английский. Тем не менее в конце визита отец спрашивает у врача: «Как же так? Почему нам не повезло?»

А ведь у мальчика все хорошо! У него две руки, две ноги и два глаза. У него есть семья. Ребенок живет полноценной жизнью и слышит. Современные слуховые аппараты и кохлеарные имплантаты позволяют скорректировать практически любую потерю слуха и дают возможность наслаждаться жизнью во всей ее полноте.

При постановке диагноза самое важно для родителей – помнить о самом ребенке и стремиться помочь ему в развитии и компенсации слуха

К сожалению, не все родители принимают диагноз своих детей и предлагаемую специалистами схему лечения. Они готовы использовать сомнительные методы без гарантии какого-либо результата: рефлексотерапию, иглоукалывание, капли и таблетки. Однако все эти методы не способны компенсировать слух. Они лишь отнимают время, которое может быть использовано для развития.

Физический слух компенсируется слуховыми аппаратами. В случае необходимости – кохлеарными имплантатами. Впрочем, во время ожидания операции на второе ухо все же целесообразно использовать на нем слуховой аппарат.

Ребенку для полноценного развития нужно слышать, понимать речь и говорить самому. Еще важнее – любовь родителей, которые готовы принимать его таким, какой он есть.

Снижение слуха – не приговор

Случается так, что окружающие даже не догадываются, что у ребенка есть какие-то особенности развития. Это подтверждается историями наших пациентов.

Одна из таких историй – про девочку с синдромом Тричера Коллинза, которая использовала слуховые аппараты костного проведения. Обучалась она в массовой школе. Однажды ее мама поинтересовалась, можно ли отдать ребенка в музыкальную школу. Врач дал согласие и отметил, что это будет отличным подспорьем для развития слухового внимания. Девочка сдала вступительные экзамены и стала учиться играть на пианино. Спустя 3 года обучения у нее сменилась учительница. Из любопытства педагог спросила, почему девочка все время носит повязку. Выяснилось, что никто не знал о ее особенностях и о том, что она слабослышащая.

Такие истории доказывают, что дети со сниженным слухом ничем не отличаются от здоровых детей. При грамотном подходе их слух и речь развиваются в соответствии с возрастными нормами и никак не выделяют их среди других.

Не упускайте драгоценное время. Пусть у малыша будет то, что ему нужно больше всего: возможность развиваться и любящие, принимающие его родители.

Расскажите или сохраните себе:

Еще в О слухе

Электросушка для слуховых аппаратов: почему она является необходимым аксессуаром и как ее выбрать

Влага – главный «враг» слуховых аппаратов. О том, откуда она берется, почему от нее важно избавляться и как правильно это делать, поговорим сегодня.

Слышать хорошо – это счастье. В любом возрасте

Очень многие считают, что возрастное снижение слуха – это норма, с которой делать ничего не надо. Просто принять и жить дальше. Но мы точно знаем, что это не так. От того, насколько хорошо человек слышит, во многом зависит качество его жизни. Вот две истории из нашей практики, которые это подтверждают. Читать далее →

Как льготнику получить хорошие слуховые аппараты

Недавно наше государство «обрадовало» всех инвалидов по слуху: теперь по льготе можно получить только отечественные слуховые аппараты. К сожалению, они настолько далеки от совершенства, что многие льготники просто отказываются их носить. Но выход есть! И сегодня мы расскажем, как с максимальной выгодой для себя и слуха потратить деньги, выделенные государством, и приобрести хороший слуховой аппарат на положенную бюджетом компенсацию Читать далее →

Ссылка на основную публикацию
У всех ли людей есть раковые клетки
Эффективный путь борьбы с ✅ раком – уморить раковые клетки голодом, лишив их веществ, необходимых им для размножения. После десятков...
У беременной понос как вода
Появление поноса при беременности на ранних сроках может быть связано с физиологическими изменениями в организме беременной. Но если понос имеет...
У беременной сахар в крови пониженный
Пониженный сахар при беременности является очень важным и тревожным симптомом. Такое явление очень опасно и несет угрозу для жизни и...
У гемоглобина есть а у инсулина нет
Железодефицитные состояния — одна из причин низкого уровня гемоглобина в крови у людей всех возрастов. Низкий уровень гемоглобина может наблюдаться...
Adblock detector