У ребенка 4 года большой живот

У ребенка 4 года большой живот

В молодой семье родился малыш. Неопытные родители с тревогой поглядывают на своего первенца: а все ли с ним хорошо? Правильно ли он развивается? Почему у ребенка большой живот? Очень часто молодых мам и пап беспокоит наличие животика у их чада.

  • Должен ли быть животик у грудничка?
  • Когда ребенку 3 года
  • Скоро в школу. Как избежать насмешек?

Должен ли быть животик у грудничка?

Небольшой животик у новорожденных детей – явление вполне нормальное. Это связано с тем, что печень у грудничков увеличена, а брюшные мышцы и стенки ослаблены.

Если причины большого живота у ребенка дают серьезное основание для беспокойства, педиатры роддома обратят на это внимание при первых же осмотрах и сообщат об этом молодой маме.

Причинами для беспокойства служат некоторые врожденные патологии:

  1. Цирроз печени и следствие этой патологии – брюшная водянка;
  2. Поликистоз почек;
  3. Непроходимость кишечника.

Гораздо чаще молодые мамы беспокоятся напрасно. Живот может немного раздуться после еды или питья. Иногда детей до года беспокоят газообразование, колики, которые приводят к вздутию и, соответственно, к увеличению брюшка. Причиной этого являются:

  • несформировавшаяся микрофлора кишечника,
  • неприятие некоторых компонентов питательных смесей при искусственном вскармливании.

В таком состоянии малыш становится капризным, так как вздутие причиняет ему болезненные ощущения. Рекомендуется сделать малышу легкий поглаживающий массаж животика.

Когда большой живот у ребенка до 1 года, так называемый лягушачий, наблюдается наряду с непропорционально большой головой, то на эту аномалию мамы должны обратить серьезное внимание. И не только мамы, но и участковый педиатр во время профилактического осмотра.

Эти признаки указывают на рахит — болезнь, диагностируемую при дефиците витамина D, необходимого для усвоения детским организмом кальция. В этом возрасте происходит формирование скелета, и нарушенный форфорно-кальциевый баланс скажется на крепости костей и правильности осанки.

Непропорционально большой живот у ребенка появляется при наличии таких патологий, как:

  1. заболевания поджелудочной,
  2. дисфункция надпочечников,
  3. дефицит пищеварительных ферментов.

При малейшем подозрении на эти заболевания необходимо сдать анализы, пройти ультразвуковое обследование у педиатра.

Если малыш подвижен, активен, охотно общается с родителями и сверстниками, то большой живот у ребенка 2 лет не должен вызывать тревоги. Все находится в пределах нормы.

Когда ребенку 3 года

К трем годам дети подрастают, вытягиваются. В этом возрасте здоровые малыши необычайно энергичны и подвижны. Укрепляются мышцы животика, другие мышечные ткани, грудничковый живот утягивается, и дети приобретают худощавую стройность.

У одних малышей это происходит раньше, к 2-2,5 годам, у других несколько позднее – в 3-3,5 года. Все дети развиваются неодинаково. Многое зависит от генетических особенностей, подвижности малыша, питания.

  • Правда, животик наблюдается у детей упитанных. Чтобы малютка развивался нормально, важно в этом возрасте его не перекармливать , не пичкать углеводами, сладостями. Пусть в рационе будет больше:
  1. овощей;
  2. фруктов;
  3. немного нежирного мяса;
  4. рыба без костей;
  5. молочные продукты.

Мамы должны помнить, что в возрасте от года до 3-х лет у детей закладываются навыки и культура питания. И если в этом возрасте растянуть малышу желудок регулярным перекармливанием, он в дальнейшем будет стараться больше съесть, начнет полнеть.

В общем, одной из причин раздувшегося желудка у малыша 3-4 лет является перекармливание.

  • Нельзя сбрасывать со счетов и такой фактор, как обмен веществ . Недостаток йода в питании, гипофункция щитовидки тоже приводят к ожирению и появлению у крохи заметного брюшка.

Если вы уверены, что не перекармливаете своего кроху, а он все-таки полнеет, необходимо показать его эндокринологу.

Ситуация, когда ребенок худой, а живот большой в 3-4 года, должна все-таки насторожить и молодых родителей, и педиатров. Большой живот у ребенка 3 лет может стать следствием гипофункции надпочечников, воспалительных процессов в печени. Сбой в выработке ферментов поджелудочной приводит к выпячиванию брюшины.

  • Пупочная грыжа тоже служит причиной увеличенного живота у малютки от года до 3-х лет. Считать, что эта патология возникает только у грудничков, – ошибка. При наличии пупочной грыжи живот имеет несколько заостренную форму.

Таким образом, если у ребенка 4 лет большой живот, это может указывать на его генетическую предрасположенность развития или на наличие болезни. Покажите малыша хирургу. Не исключаются проблемы с позвоночником.

Скоро в школу. Как избежать насмешек?

Одной из причин увеличенного живота у дошкольника является укрупнение одного из внутренних органов. Он выпячивается в какой-то его части. Даже если малыш ни на что не жалуется, подобное выпячивание должно насторожить родителей и стать поводом для посещения педиатра, чтобы развивающаяся патология не привела к худшим последствиям.

  1. В возрасте с 5-ти до 7-ми лет увеличивается печень . Этот орган как бы обгоняет в росте весь организм. Это нормально, и не должно вызывать беспокойства. Напротив, увеличение печени в школьном возрасте старше 8 лет должно вызывать тревогу, поскольку это, скорее всего, связано с каким-либо воспалительным заболеванием или нарушением.
  2. В пяти-шестилетнем возрасте начинается подготовка к школе. Вы сами или воспитатели в детском саду начали заниматься с малышом, учить его азбуке, приучать к усидчивости. На данном этапе может возникнуть проблема осанки , появляющаяся вследствие неправильно подобранной мебели или неправильного сидения за столом. Слабые мышцы спины не способны удерживать позвоночник, отчего он прогибается вперед. В результате около пупка образуются складки, а брюшко выпячивается. Чтобы избежать искривления позвоночника, приучайте малыша сидеть за столом правильно, держать спину прямо. Малыш будет вынужден напрягать мышцы, в результате, чего они постепенно окрепнут. После умственных занятий занимайтесь с ним гимнастикой, подвижными играми, учите его плавать.

Большой живот у ребенка 5 лет вызывает у мам беспокойство еще и потому, что она опасается насмешек со стороны детей, когда малыш пойдет в школу.

Если к 7 годам живот у ребенка не втянулся, то необходимо пройти тщательное обследование. Причиной образования брюшка может стать и детский сахарный диабет. Это коварное эндокринное заболевание дает о себе знать и в 3 года, и в 5, и в 7лет.

Болезнь напрямую связана с нарушением обмена веществ, она может спровоцировать резкое похудание, которое воспринимается родителями, как фактор роста ребенка. При этом в печень не поступает или почти не поступает гликоген, вследствие чего на ней откладывается жир. Это приводит к увеличению печени и выпирающему животу.

Явные признаки начинающегося детского диабета:

  • повышенная жажда,
  • сухость во рту,
  • частое, обильное мочеиспускание.

Эти признаки должны насторожить мам.

Брюшная водянка , появляющаяся по причине наследственных заболеваний, тоже может стать виновницей появления большого живота у ребенка 6 лет. При этой патологии жидкость скапливается в брюшной полости и провоцирует выпячивание живота. Брюшная водянка, как правило, появляется вследствие заболеваний почек, появления в брюшине опасных для здоровья опухолей.

Однозначного ответа на вопрос, почему у маленьких детей большой живот, нет. Причин у этого явления много. Внимательная, любящая мама не пропустит, появившейся проблемы, почувствует, что с ее ребенком что-то не так.

Новорожденных детей необходимо сразу ставить на учет у педиатра, который разрабатывает график профилактических осмотров. Не пренебрегайте ими. Обращайтесь к педиатру, если наблюдаете какие-либо отклонения в поведении и состоянии малыша.

Детский организм – очень деликатная система, и всякое изменение в нем — это сигнал о проблеме. Большой живот тоже может поведать о многом.

Материалы, размещённые на данной странице, носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Посетители сайта не должны использовать их в качестве медицинских рекомендаций. Определение диагноза и выбор методики лечения остаётся исключительной прерогативой вашего лечащего врача.

Читайте также:  Торакоскопическая резекция легкого

Нервно-психическое развитие детей первого года жизни

Автор статьи: Бородулина Татьяна Викторовна, доцент кафедры пропедевтики детских болезней УГМА, к.м.н., врач-педиатр высшей категории

С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Родители должны четко представлять себе особенности развития малыша в различные возрастные периоды – знать, какие умения и навыки могут быть выработаны и какие требования можно предъявлять ребенку в соответствии с возрастом, чтобы не вызывать переутомления.

Важнейшим параметром гармоничного развития малыша первого года жизни является оценка нервно-психического развития. Она проводится врачами- педиатрами по следующим показателям:

• Зрительно-ориентировочные и слуховые ориентировочные реакции;
• Эмоции;
• Общие движения;
• Движения руки и действие с предметами;
• Подготовительные этапы развития речи и понимание речи;
• Навыки и умения.

Развитие этих показателей в зависимости от возраста наглядно представлены в таблицах.

Таблица 1. От 0 до 6 месяцев

Кратковре- менно фиксирует взгляд на блестящем предмете и следит за ним

Навыки и умения в процессах

Берет пищу губами с ложки для кормления

Таблица 2. От 6 до 12 месяцев

Действует с предметами по разному, в зависимости от свойств: катает, вынимает, перекладывает

С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Это самый необходимый фактор для развития зрительных и слуховых восприятий, для формирования положительных эмоций, основных движений, и является подготовительным этапом для развития речи.

Развитие зрения и слуха

У новорожденного ребенка зрительный и слуховой анализаторы развиты лучше, чем анализаторы, обеспечивающие движение. Уже в первые дни после рождения ребенок начинает фиксировать взгляд на объектах, которые расположены на линии его зрения. Малыш может проследить глазами за движущимся предметом, но это действие еще очень кратковременно и неустойчиво. На десятый-пятнадцатый день жизни дети способны более долго удерживать движущийся предмет в поле зрения. И только со второго месяца жизни они уже сосредоточивают взгляд на неподвижном предмете.

Постепенно малыш начинает следить за многими движущимися объектами и окружающими его людьми. В четыре месяца он уже узнает свою маму, а в пять способен отличить близких родственников от незнакомых ему людей.
Деятельность слухового анализатора развивается так же быстро, и, уже с трехнедельного возраста ребенок начинает прислушиваться к звукам. К пяти месяцам он определяет направление звука и поворачивает головку в сторону его источника. Так же малыш по-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему.

Развитие эмоциональных реакций

Эмоции новорожденного ребенка всегда исключительно отрицательные и однообразные. Свое недовольство к внешнему или внутреннему дискомфорту он выражает криком и плачем. Но эти эмоции всегда рациональны, поскольку служат сигналом для мамы. Мама, прекрасно ориентируясь в ситуации, способна вернуть малышу комфорт ? поменять пеленки, накормить, успокоить и пр.

Установлено, что уже в первые дни жизни приближение взрослого человека вызывает у малыша повышение двигательной активности и сосательных движений — это реакция предвосхищения кормления.

На второй-третьей неделе жизни малыш внимательно осматривает лицо матери и ее руки, пытается ощупывать грудь. Потом такой интерес к маме возникает уже во время бодрствования.

На втором месяце жизни малыш улыбается на приближение и разговор взрослого, а с третьего месяца начинает смеяться. У него появляется интересная реакция на приближение взрослого человека — он вскидывает ручки, перебирает ножками и радостно гулит. Врачи называют эти эмоции «комплексом оживления».

К четырем-пяти месяцам развивается ориентировочная реакция — малыш начинает реагировать на знакомых и незнакомых ему людей. Он уже хорошо отличает мать среди других взрослых, по-разному реагирует на ее появление и исчезновение. По отношению к людям, с которыми у ребенка сложился хороший контакт, может возникнуть и дополнительный эмоциональный компонент — бурная негативная реакция на прекращение общения или на уход любимого человека. Малыш огорчается, если кто-то неожиданно перестал уделять ему внимание.

Постепенно ребенок начинает интересоваться и другими, незнакомыми ему людьми. При этом кроме оживления и радости, может последовать и противоположная реакция, например, страха и негативизма. Не стоит пугаться, если малыш плачет при виде постороннего человека — это совершенно нормальное поведение. При этом, чем старше становится ребенок, тем сильнее он выражает свои эмоции.

После шести-семи месяцев формирование активной познавательной деятельности ребенка требует непрерывного манипулирования с предметами и игрушками. Поэтому и первая негативная реакция на незнакомого человека легко подавляется естественным любопытством по отношению ко всему новому и неисследованному.

К девяти месяцам эмоциональная жизнь малыша существенно обогащается. Усиливаются и проявления эмоций. Контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, реакции на людей бывают очень различными. Возникает робость и стеснительность. Однако налаживание отношений все же удается благодаря любопытству малыша.

Координация движений у детей развивается после рождения. Первые дифференцированные движения ручками возникают на втором-третьем месяцах жизни. Малыш приближает руки к к глазам и носу, потирает их, а потом поднимает над лицом и разглядывает. С трех-трех с половиной месяцев он ощупывает свои руки, перебирает пальцами одеяла и край пеленки. В этом возрасте ему понадобятся мелкие игрушки -случайно наталкиваясь на них, ребенок сжимает кисть в кулак и толкает игрушку, не захватывая ее.

При вкладывании игрушки в руку ребенок долго ее удерживает за счет хорошо развитого хватательного рефлекса, а так же пробует ее на вкус – тянет в рот.

Внимательно следите, чтобы мелкие детали не попали в рот малыша!

С пятого месяца жизни движения рук малыша уже напоминают движения взрослого человека. Однако он совершает массу сопутствующих нерациональных движений, и параллельно двигает второй ручки. При захвате игрушки ребенок, он двигает еще ножками и туловищем. А сама хватающая рука совершает много лишних ненужных движений.

Более прицельные движения руки формируются только к восьми- девяти месяцам жизни.

Важным на первом году жизни является развитие речи. На втором месяце ребенок начинает произносить отдельные звуки — «а-а-а», » а-бы-ы», » е-ее» и др. Однако сначала гуление бывает кратковременным, потому что всегда происходит на фоне оживления и радости. Это свидетельствует о хорошем самочувствии и о положительном эмоциональном настроении малыша.

К четырем-пяти месяцам формируется длительное певучее гуление с большим разнообразием звуков, иногда труднодоступных для воспроизведения взрослым человеком. А в возрасте семи месяцев появляется лепет. Детский лепет – это произношение во время гуления слогов – «ба-ба-ба», «да-да-да», «ма-ма-ма». Малыш может подолгу «разговаривать» подобным способом, вызывая радость родителей.

В семь-восемь месяцев ребенок уже понимает отдельные элементы речи взрослых и способен установить связь между услышанным словом и конкретным образом. Так, на вопрос «Где мама?», он поворачивает голову и смотрит в сторону мамы (поисковая зрительная реакция). На просьбу поиграть в «ладушки», помахать ручкой, малыш отвечает соответствующими действиями — хлопает в ладоши и машет ручкой. Также в этом возрасте интенсивно развивается лепет, элементы подражания звукам. Ребенок часто повторяет слоги с разнообразными интонациями.

Обычно первые слова малыш произносит в десять-одиннацать месяцев. Эти слова состоят из простых для произношения однообразных слогов (ма-ма, па-па, дя-дя, ба-ба) или упрощенных звуковых подражаний (кс-кс), а также слов традиционного детского языка (ав-ав).

Читайте также:  Ткань для слинга шарфа

К году ребенок умеет произносить десять-двенадцать слов, знает названия многих детских игрушек, имена близких людей и несколько просьб — дай, покажи, закрой. Понимает слова -«надо» и «нельзя».

Гармоничность нервно-психического развития во многом зависит от внимания взрослых. Дети, которых любят, с которыми много разговаривают и играют, развиваются быстрее тех, которые лишены такого интенсивного внимания.

Почаще разговаривайте с ребенком, вызывая у него улыбку и поддерживая его в оживленном состоянии. Перед каждым кормлением и во время бодрствования выкладывайте ребенка на животик — это развивает умение поднимать и удерживать голову, укрепляет тонус брюшных мышц. Так же рекомендуется брать малыша на руки, сначала в горизонтальном положении, а с полутора месяцев — в вертикальном, для поднятия эмоционального тонуса и умения держать головку.

Для игр с малышом используйте яркие погремушки простой формы. Медленно двигайте ими и стороны в сторону, заставляйте их звучать — так вы будете стимулировать развитие зрительного и слухового восприятия.
В возрасте с трех до шести месяцев родители, разговаривая с малышом, должны стремиться вызывать ответные звуки и смех. Нужно как можно чаще выкладывать ребенка на живот, помещать перед ним на близком расстоянии игрушки, чтобы малыш учился ползать.

Показывайте малышу яркие игрушки с разных сторон – пусть он как можно чаще переворачивался со спины на живот и обратно. А также предложите ребенку игрушки, удобные для захватывания ручками. Общая активность малыша способствуют развитию его эмоций и речи.

В возрасте от шести месяцев до года нужно «поощрять» у ребенка лепет, почаще вступать в «переговоры», вызывать подражание слогам и простым словам. В семь- восемь месяцев можно выучить игру » Ладушки», «Сорока» и другие пальчиковые игры. Ребенок должен уметь по просьбе взрослых давать руку или нужную игрушку.

Игрушки лучше класть в кроватку или манеж. Показывайте малышу элементарные действия с предметами, побуждая его повторять за вами. Для развития действия с предметами давайте ему открывающиеся коробочки, детские ведерки, корзиночки и пирамидки и мячи.

Помните, что игры-занятия с детьми первого года жизни должны носить эмоциональный характер и обязательно сопровождаться разговором.

С рождения относитесь к ребенку как к мыслящему существу — ведь он наблюдает за происходящим в окружающем его мире более внимательно и сознательно, чем мы себе представляем.

Практически каждая мама подтвердит, что в первые годы жизни все малыши довольно пухленькие. У многих деток выпирает животик, и люди считают это нормальным. Но иногда родителей беспокоит внушительный размер живота у любимого чада. Почему у ребенка большой живот? Норма это или патология? Стоит разобраться.

Распространенные причины

Многие считают, что каждый ребенок до определенного возраста мило выглядит с пухлым животиком. Но все же его размеры как у лягушки должны вызывать опасение, а не умиление.

Работа детского организма значительно отличается от работы взрослого. Если у ребенка большой живот, то причина этого может быть незначительной. Например, малыш подвержен частому газообразованию в кишечнике или вздутию.

По мере роста ребенка развиваются и внутренние органы, поэтому боли в животе – явление нормальное. Дети часто испытывают колики.

Большой живот у новорожденного

Естественным явлением считается вздутость живота у новорожденных. А все из-за слабых мышц и брюшных стенок. Влияние оказывает и размер печени, ведь у новорожденного ребенка она по размеру больше, чем остальные внутренние органы. Кишечные колики возникают из-за слабой работы ЖКТ, в результате чего живот округляется. Поэтому не страшна ситуация, когда у ребенка в год большой живот.

Но чрезмерные размеры живота могут указывать и на проблемы со здоровьем. Наиболее частой причиной этого явления считаются врожденные патологии, например почечный поликистоз, цирроз печени или асцит. Эти аномалии могут быть обнаружены еще в роддоме при первом обследовании малыша.

Большой живот малыша до двух лет

Многие малыши в возрасте до 2 лет выглядят очень трогательно с выпирающим животиком. Окружающие умиляются и восхищаются. Родителям это кажется естественным, ведь организму для роста требуется запас энергии, а мышечный каркас недостаточно развит, и ему сложно удержать брюшные стенки. Кроме того, заметен у ребенка большой живот сразу после приема пищи, а также жидкости, но он уменьшается по мере переваривания. И это объяснимо. Чаще всего такому явлению подвержены малыши в возрасте до года.

Но если ребенок худощав, но имеет внушительные размеры живота, то родителям стоит обратиться к врачу, который поможет исключить или диагностировать следующие заболевания:

  1. Пупочную грыжу. Специалисты говорят, что её возникновению подвержены малыши до 3-месячного возраста и реже – до года. В случае с грыжей живот обретает заостренную форму и увеличивается в размере.
  2. Рахит и прочие болезни, являющиеся следствием нарушенного обмена веществ. В данном случае у ребенка большой живот, как у жабы, он выпячивается не вперед, а в стороны. Причиной рахита считается недостаток витамина Д в детском организме.
  3. Неправильную деятельность поджелудочных ферментов. Организм резко отрицательно реагирует на фруктозу и сладкое.
  4. Сниженную почечную и надпочечную работу.
  5. Гепатит. Воспалительным заболеваниям печени подвержены дети старше трех лет.

Внушительный размер живота у трехлетнего ребенка

В 3–4 года организм ребенка меняется: укрепляются мышцы, кости, живот подтягивается, а значит, становится меньше.

Если сам ребенок полный, то, возможно, речь идет об ожирении, и в данном случае необходимо устанавливать причины этой напасти. Эндокринные проблемы могут быть причиной того, что у ребенка большой живот. 3 года – это переломный момент для детского организма.

Существует множество причин, почему полнота проявляется именно на животе, и каждая из них весьма серьезна.

Увеличенные внутренние органы

Из-за увеличенного размера внутренних органов заметен большой живот у ребенка. 1,5 года можно не беспокоиться по поводу этой проблемы. Но если ребенку больше 3–4 лет, то причина для тревоги имеется. Наблюдается выпячивание не всей брюшной области, а лишь определенной части.

Причиной могут быть воспалительные процессы или инфекция. При подобном состоянии нужно показать ребенка врачу, чтобы выявить проблему. Постепенное увеличение живота может привести к разрыву селезенки.

При гепатомегалии (увеличение печени) нормальным явлением считается у ребенка большой живот. Допустимыми считаются следующие размеры – выпирание в стороны от ребер на 2–3 см.

Такое состояние наблюдается у детей в возрасте от 6 до 7 лет. Но если ребенок значительно старше, то проблема может заключаться в определенном заболевании.

Увеличение живота возможно при копростазе (запоре). Это нарушение работы кишечного тракта. Копростаз диагностируется, когда кишечник редко опорожняется, реже чем 1 раз в двое суток. Возникает это нарушение из-за расстройства двигательной активности и секреции толстой кишки.

Брюшная водянка и кифоз

В 6-летнем возрасте детский организм подвержен возникновению такой проблемы, как искривление осанки. Неправильное положение спины за столом, некрепкий костный каркас являются причиной детского кифоза. Заболевание также возникает из-за слабости спинных мышц, препятствующих прогибанию позвонков вперед. В результате появляются следующие проблемы:

  • 2-4 складки на животе;
  • выпячивание живота (при вертикальном положении).

Также обьемы брюшной полости зависят от типа кифоза. Он может быть генотипическим, то есть наследственным. С этим бороться довольно сложно.

Читайте также:  У ребенка сухие щечки

Асцит (брюшная водянка) характеризуется скапливанием жидкости. Его нельзя назвать самостоятельным заболеванием, скорее симптомом, который является сигналом, сообщающим о нарушениях в работе организма. К основным причинам асцита относятся:

  • заболевания почек, к примеру нефротический синдром;
  • дистрофия алиментарная;
  • опухоли в брюшной полости.

Асцит делится на два типа: приобретенный и врожденный. Если живот постепенно становится больше, а в горизонтальном положении ребенка явно заметен выпирающий пупок, то определенно нужна консультация врача.

А может, диабет?

Сахарный диабет у детей до 5 лет имеет свои особенности и симптомы. В первый год жизни малыши медленно набирают вес, а затем происходит интенсивный привес, и можно заметить у ребенка большой живот. Поначалу родители могут этого не замечать, но со временем проблема станет явно выраженной.

Если живот имеет необычную форму, выпирает его определенная часть, то, возможно, все дело в кисте или опухоли. По такой местной выпуклости можно судить о локализованном воспалительном процессе. Лимфома и липосаркома – злокачественные забрюшинные опухоли, которые нужно выявлять на ранней стадии. В зоне риска развития заболевания находятся все дети дошкольного и школьного возраста.

Детский организм – тонкая и особенная конструкция, и любое, даже незначительное изменение в его работе, может отрицательно сказаться на развитии несовершеннолетнего. И не стоит умиляться тому, что у ребенка большой живот, 2 года ему или 6 лет, ведь причины этого могут быть не такими уж безобидными.

«Ой болит животик!»

Как часто мы слышим от наших детей «Ой болит животик!». Дети жалуются и утром когда собираются в детский сад или в школу, и вечером когда ложатся спать, и во время еды со словами «Больше не хочу». При этом родители реагирую по разному: кто бежит вызывать скорую помощь, а кто-то отмахивается, «вечно ты что-то придумываешь». Как же не ошибиться, что же делать, если ребенок пожаловался на животик.

Просто так дети врут редко. Иногда ребенок может говорить что у него болит живот, что бы привлечь маму, даже не испытывая дискомфорта в животе, но это все равно тревожный звоночек, ведь он не пожаловался на ножку, голову или на что-то еще, значит он периодически испытывает боль или дискомфорт в животе!

Дети дошкольного и младшего школьного возраста пожалуются на боль не только когда они испытывают действительно болевые ощущения, но и при метеоризме (повышенном газообразование) и при тошноте и при урчание в животе и при дикомфорте в животе. Когда ребенок во время еды говорит «все больше не могу, у меня болит живот» не спешите его ругать. Он не может сказать «у меня чувство раннего насыщения», а ведь скорее всего у него именно этот патологический симптом, который бывает при гастритах, функциональной диспепсии и при других заболеваниях.

Если Ваш ребенок утром жалуется на боль в животе, то может это не из-за желания остаться дома, а у него так называемые «тощаковые боли», один из признаков гастродуоденита, язвенной болезни. А может он просто не хочет завтракать, и не потому что он упрямый, а потому что у него еще «не проснулись» ферменты. Таких детей накормить «полноценным» завтраком не возможно, да и не нужно. Пусть ребенок съест порцию йогурта с чаем, а в детском саду или в школе (т.е. через 2 часа от момента просыпания) у него будет второй завтрак.

Ребенок может жаловаться на живот когда хочет в туалет. Чаще это бывает при запорах, когда процесс опорожнения кишечника болезненный. Может быть, что в настоящее время дефекация у таких детей уже безболезненная, но раньше, стул сопровождался выраженными болевыми ощущениями и ребенок это ЗАПОМНИЛ! Теперь у маленького (да не обязательно у маленького) человечка страх – «сейчас будет больно».

Что же такое боль в животе и когда она появляется. Ощущение боли это ответ организма на раздражение болевых рецепторов расположенных в стенках внутренних органов (желудка, кишечника) или капсуле покрывающей орган, например печень. При растяжении стенки, капсулы, воспаление мы испытываем боль. При спазме мышечных органов, при боле в животе это в первую очередь кишечник, так же идет раздражение рецепторов и мы чувствуем боль. Боль в животе может быть вследствие раздражения брюшины – листка ткани покрывающей внутренние органы живота. Чаще это наблюдается при острой хирургической патологии, например аппендиците.

Боль может быть острая, когда человек ощущает «укол», такую боль не редко сравниваю с «кинжальной болью» или тупая – боль ноющая, средней интенсивности.

Боль может быть хроническая, когда изо дня в день человек жалуется, при этом не обязательно постоянно. Боль может отпускать и вновь возвращаться, при этом степень интенсивности может быть разной от острой схваткообразной, до тупой еле различимой.

По локализации боль может быть разлитая – когда боли весь живот и локализованная, когда можно указать болевую точку.

Боли могут быть связанны не с заболеванием внутреннего органа, а с поражением нервной системы, как центральной, так и периферической. При опухоли в головном мозге боли могут быть в разных местах, в т.ч. и в животе, при этом часто боль сопровождается рвотой. При вегетативной дисфункции боль в животе может сопровождаться бледностью кожных покровов, тошнотой, рвотой, холодным потом.

Что же делать, если Ваш ребенок пожаловался на боль в животе. Во-первых, не паниковать, поговорите с ребенком, как у него болит, где, при этом не забывайте, что маленькие дети не могу локализовать боль и чаще покажу на пупок, даже если у них болит под ребром. Не надо демонстративно пренебрегать жалобой, даже если Вы считаете, что это выдумка малыша. Поговорите с ним пообещайте дать таблетку, сходить к врачу, сделать обследование. Ни когда не пугайте ребенка визитом к врачу или каким-либо обследованием, в дальнейшем ребенок может бояться медицинских учреждений и будет скрывать от Вас жалобы, что приведет к поздней диагностике заболевания.

При жалобах на боль в животе спросите, когда ребенок последний раз какал, может быть у него запор. Родители должны ежедневно контролировать дефекацию ребенка, при этом не только дошкольника, но и младшего школьника, а в более старшем возрасте надо регулярно расспрашивать своего ребенка был ли у него сегодня стул, какой консистенции, не было ли там каких примесей (кровь, слизь, не переваренная пища). Часто родители не обращаю внимания на такой ВАЖНЫЙ физиологический процесс как дефекация, а ведь учитывая частоту, консистенцию стула, наличие примесей врач сможет назначить НЕОБХОДИМЫЕ обследования (а не все какие есть в арсенале современной медицины), что позволит быстрее поставит диагноз и назначить лечение.

Из лекарств самостоятельно без назначения врача, при впервые возникшем болевом синдроме, можно только обволакивающие средства и сорбенты. Если Вы дадите ребенку обезболивающие антибактериальный препарат или спазмолитик (но-шпу), то можно смазать картину, и врач не сможет поставить диагноз, что очень опасно например при аппендиците. Лучше вызовите врача, пусть он посмотрит ребенка, при необходимости назначит анализы и обследования.

В заключение еще раз подчеркну. Жалобы ребенка на боль, это всегда тревожный симптом. Обратитесь к врачу, пройдите обследование и Вам не придется думать что это «воспаление живота или хитрости». Будьте здоровы!

Ссылка на основную публикацию
У ребенка 2 года ноги иксом что делать
Причины заболевания Последствия патологии Подходы к лечению Массаж в лечении Лечебная гимнастика Методы физиотерапии Причины заболевания Х-образные ноги у ребенка:...
У подростка нервный срыв что делать
Наверняка вы хотя бы раз в своей жизни испытывали нервный срыв. А некоторые — и не раз. Что делать при...
У подростка низкое давление и головная боль
О гипотонии говорят в том случае, если результаты измерения давления ниже нормальных показателей. До тех пор, пока не появляются жалобы,...
У ребенка 3 лет темная моча
Если родители заметили, что у ребенка темная моча, причины изменения цветового показателя обязательно нужно определить. В норме биологическая жидкость должна...
Adblock detector