У ребенка приступы агрессии что делать

У ребенка приступы агрессии что делать

У ребенка 7-ми лет частые вспышки агрессии и гнева направленные на окружающих. Он может на кого-то кинуться с кулаками, ногами или с тем, что попадется под руку. Его мама является близкой подругой и рекомендации мои не воспринимает, на просьбу обратиться к другому специалисту — игнорирует.

Как поступить? В школе ведется индивидуальная работа, но этого не достаточно.

  • Мне нравится

Комментарии

агрессия

Стоит подумать о том, что, возможно, ребенку некуда «сливать» накапливающийся негатив. В таких случаях родителям нужно играть с ребенком побольше в подвижные и контактные игры. И не надо запрещать играть в игры, где есть какое-то противоборство и агрессия – ведь именно в это время дети прорабатывают различные социальные конфликты и «сливают» накопившийся негатив.Есть ряд упражнений,посмотрите,может понадобятся.
«Три подвига Андрея»

Цель
• формировать у детей способность использовать агрессивные действия в социально желательных целях. Упражнение можно выполнять индивидуально или в группе, в которой один ребенок на время становится основным действу­ющим лицом, а остальные наблюдают за происходящим.
Ведущий источник Чудо семья. рассказывает историю о мальчике Андрее, который часто дрался. Как-то раз он подрался на улице с незнакомым мальчиком и побил его. Но оказалось, что это был не мальчик, а волшебник. Он рассердился на Андрея и забросил его на фанта­стическую планету. Выбраться оттуда домой Андрей сможет толь­ко тогда, когда совершит три подвига, источник Чудо семья. очень трудных и опасных.
Далее дети вместе с ведущим придумывают и разыгрывают эти подвиги, например, как Андрей избавил город от громадного зло­го дракона или спас маленькую девочку от беспощадного банди­та. Остальные дети при этом играют сопутствующие роли, например, роли дракона, замка, в котором он жил, деревьев в дремучем лесу по источник Чудо семья. дороге к замку и т. п. Каждый подвиг может разыгрываться на отдельном занятии.
«Почему подрались мальчики»

Цель
•развивать у детей рефлексию (способность ана­лизировать причины и следствия)своего агрессивного поведения.
Ведущий заранее готовит рисунок, на котором изображены Дерущиеся мальчики. Показывает этот рисунок и предлагает придумать, почему ребята подрались, чем закончится драка, будут ли они жалеть о том, что подрались, и как источник Чудо семья. можно было бы поступить по-другому. На последующих занятиях можно рассматривать другие ана­логичные рисунки, задавая те же вопросы.

  • изменить
  • ответить

Я согласна с вами, что с

Я согласна с вами, что с ребенком нужно играть. вот в этом и проблема. в школе с ребенком ведется и коррекционная работа и профилактическая. но мы учим одному а домой ребенок возвращается и все по другому. мать ребенка не желает слушать мои рекомендации. она считает себя правой по отношению к нему..и каждый раз подавляет любые проявления агрессии. ребенок приходит в школу и при малейшем раздражении взрывается.

  • изменить
  • ответить

МАРИНА ЛЕОНИДОВНА СКОРЕЕ

МАРИНА ЛЕОНИДОВНА СКОРЕЕ ВСЕГО У РЕБЕНКА ЗАЩИТНАЯ АГРЕССИЯ, ПЕРВОЕ, ЧТО НАДО СДЕЛАТЬ ЭТО ПРОВЕСТИ ДИАГНОСТИКУ ЕГО ЭМОУИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ; ИЗМЕНИТЬ УСТАНОВКУ МАТЕРИ( ИЗБЕГАТЬ НЕГАТИВНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ, УСТРАНИТЬ СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ); ОБУЧИТЬ РОДИТЕЛЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РЕБЕНКОМ Т.Е. РАЗВИВАТЬ СПОСОБНОСТИ РЕБЕНКА, ЭМПАТИИ,УЧИТЬ ВЫРАЖАТЬ ГНЕВ ДР. СПОСОБАМИ. ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ: ЕДИНСТВО ЛЕЧЕБНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ; ЕДИНЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ В Д/С И СЕМЬЕ(ВСЕХ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ).Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.
Наказания не должны унижать ребенка.
Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.
Отрабатывать навык реагирования в конфликтах.
Учить брать ответственность на себя. ПРЕОБРАЗОВЫВАТЬ ПРЯМУЮ АГРЕССИЮ В КОСВЕННУЮ( МЯТЬ БУМАГУ, МЫТЬ РУКИ ВОДОЙ(ВОДА ХОРОШО УСПОКАИВАЕТ), ИГРЫ С ПЕСКОМ, ГЛИНОЙ И ТД.). БОЛЕЕ ПОДРОБНО -ЗАЙДИТЕКО МНЕ НА САЙТ(ОТКЛОНЯЮЩИЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ). УДАЧИ ВАМ.

  • изменить
  • ответить

работа ведется в полной мере

работа ведется в полной мере и диагностика и коррекция, но суть проблемы заключается в матери ребенка, которая является моей подругой и никакие установки менять не желает, считая себя правой по отношению к ребенку

  • изменить
  • ответить

и опять таки повторяюсь. в

и опять таки повторяюсь. в учебном учреждении работа с ребенком ведется и все правила поведения с ребенком соблюдаются. но проблема в маме, которая не воспринимает рекомендации. в школе учим одному. по возвращении домой совсем другое..

  • изменить
  • ответить

Маме стоит прислушаться к

Маме стоит прислушаться к себе. Если она раздражается, то ребёнок ищет внимания. Если мама злится, то ребёнок борется за самоутверждение против родительской опеки. Если же ответное чувство мамы — обида, то ребёнок мстит, и надо разбираться за что. Чувство отчаяния и безнадежности появляется у родителей, когда причина агрессии ребёнка — неуверенность в себе. Поняв мотив поведения ребёнка, нужно только дать то, что ему не хватает.

  • изменить
  • ответить

я согласна с вами)))но как же

я согласна с вами)))но как же побудить маму ребенка к действию. как сделать так чтобы у нее было желание нормализовать поведение. а не подавлять вспышки агрессии.

  • изменить
  • ответить

Мария Леонидовна если мама

Мария Леонидовна если мама так «туго» понимает, что вредит своему ребенку, обратитесь к социальному педагогу(если есть в школе, а если нет то в соц.центр); поговорите конечно с мамой ребенка, что вы будите вынуждены обраться в центр(потому, что мама влияет пагубно на ПСИХИКУ и развитие ЛИЧНОСТИ своего ребенка). Очень жаль, что ваша подруга этого не понимает. А ведь может случится и такое, что родители всех учеников в классе напишут заявление на нее и что потом — ребенок в коррекционной школе в лучшем случае, а в худшем ее поставят на учет(она ведь не хочет лешиться своих родительских прав). А вообще семья полная? Если да, то куда смотрит отец ребенка?

Инструментарий

Программы обучения

ВЕБИНАР: Метод Sand-Art. Базовый курс работы песком на световых столах

Психологическое сопровождение одаренных детей и подростков

ВЕБИНАР: Игра — это серьезно! Психологические трансформационные игры

Скоро

Международная научно-практическая конференция «Научная школа В.В. Давыдова: традиции и инновации»

VI Всероссийская научно-практическая конференция «В.М. Бехтерев и современная психология личности»

XIX Ежегодная конференция Российской ассоциации трансперсональной психологии и психотерапии «Творчество как суть эволюции»

Всероссийская научная конференция «Ярославская психологическая школа: история, современность, перспективы»

«Ананьевские чтения — 2020. Психология служебной деятельности: достижения и перспективы развития (в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.)»

II международная конференция по консультативной психологии и психотерапии, посвященная памяти Ф.Е. Василюка «Консультативная психология: вызовы практики»

Международная научно-практическая конференция «Зейгарниковские чтения — 2020: Диагностика и психологическая помощь в современной клинической психологии: проблема научных и этических оснований»

  • #практика
  • #детская психология
  • #арт-терапия
  • #агрессия
  • #травля и булинг

Агрессивное поведение детей. Что делать родителям?

Автор
  • Фомина Екатерина Александровна

Слово агрессия с латинского «aggressio» дословно переводится как нападение. Агрессия — деструктивное поведение, которое противоречит нормам и правилам существования людей в обществе, она может приносить физический и моральный ущерб окружающим людям.

Агрессивное поведение в детском возрасте — достаточно обычное явление. Агрессия ребёнка может быть направлена: на окружающих людей вне семьи (на педагога, одноклассников); на близких людей; на животных; на себя (выдёргивание волос, кусание ногтей, отказ от еды); на внешние объекты (разрушение предметов, порча имущества); на символические и фантазийные объекты (рисунки, собирание оружия, компьютерные игры агрессивного содержания).

Причины, провоцирующие подобное поведение, вполне объяснимы, и знать их очень важно. Ведь игнорируя причины, вряд ли можно справиться с проявлениями агрессии у ребенка. Наиболее распространенными причинами агрессивного поведения являются следующие:

  • если родители строго наказывают ребенка за проявление агрессии: в этом случае ребенок скрывает свои чувства в присутствии родителей, но в любой другой ситуации возможны вспышки гнева; зачастую на жалобы воспитателя или учителя о том, что ребенок ведет себя агрессивно, родители отвечают: «Да не может быть! Дома он так себя не ведет!» Оно и понятно, дома ребенок боится проявлять свои чувства, ведь за этим обязательно последует наказание;
  • если чересчур уступчивые родители во всем потакают ребенку: в таких случаях ребенок не чувствует себя в безопасности и начинает проявлять черты агрессии. В данном случае на всё те же возмущения педагогов об агрессивном поведении ребенка родители говорят: «Ну а что мы можем сделать? Мы же не можем ему ни в чем отказать, мы же его так любим!» Вот этим и пользуется их чадо и проявляет агрессию в качестве самозащиты;
  • если родители чрезмерно контролируют или безразлично относятся к ребенку: в этом случае у ребенка тоже формируются агрессивные черты характера.
Читайте также:  Транексам цена инструкция по применению таблетки при кровотечении

В такой ситуации родители уверенны, что это пройдет, ведь они в детстве были такими же и вели себя так же, и ссылаются на наследственный фактор. А на самом деле все очень просто: ребенок не уверен в себе и в своих силах, чувствует себя ненужным, и в таком случае он также начинает вести себя агрессивно.

Эмоциональная нестабильность

Источником агрессивности у детей 2–6 лет может быть их эмоциональная нестабильность. До 7 лет многие дети подвержены колебаниям эмоций, которые взрослые часто называют капризами. Настроение малыша может меняться под влиянием усталости или плохого самочувствия. Когда проявления раздражения или негативных эмоций ребенком считаются недопустимыми и всячески подавляются под влиянием принятого в семье стиля воспитания, родители ребенка могут столкнуться с немотивированными, в их понимании, вспышками гнева.

В этом случае ребенок переносит свою агрессивность не на «обидчика», а на все, что под руку подвернется. Это могут быть предметы и игрушки, которые он станет швырять и ломать. Или растение, у которого он оторвет листья и цветы. Или маленький котенок, которого он безнаказанно (если никто не видел) пнет. Можно также выместить обиду на более слабых: младшем братике, сестренке. Чем жестче установленные дома правила поведения, тем агрессивнее может быть поведение ребенка вне дома (или в стенах дома в отсутствие авторитетных для ребенка взрослых).

Как понять, что ваш ребенок агрессивен? Вот несколько признаков агрессивного ребенка:

  • постоянно теряет контроль над собой;
  • ругается и спорит с окружающими;
  • постоянно пытается раздражать других детей и взрослых;
  • винит остальных в своих ошибках;
  • часто сердится;
  • отказывается делать что-либо;
  • он мстителен и завистлив.

Что означает агрессия ребенка в разном возрасте

3 года. В этом возрасте агрессия для ребенка — это протест против власти взрослых. Если его наказывать, то он станет еще более агрессивным, но и не стоит быстро сдаваться и потакать его прихотям, так как он поймет, как добился желаемого результата, и такое поведение закрепится у него надолго. Не стоит забывать, что данный возраст для детей является кризисным и имеет свои особенности.

4–5 лет. В этом возрасте ребенок уже может контролировать свои эмоции, он уже способен отличить, что можно делать, а чего нельзя.

5–6 лет. В этом возрасте агрессия — это уже специфическая форма взаимоотношений ребенка с окружающими.

Вполне естественно, что мальчики чаще проявляют агрессию, чем девочки. Согласно сформировавшимся в нашем обществе стереотипам, мужчина должен быть сильным и умеющим за себя постоять, то есть «крутым». Неагрессивные дети в школе и детском саду уже воспринимаются как редкость. Приходится родителям учить своих детей ,чтобы давали сдачи, поскольку иначе они просто не смогут «вписаться» в «мужское общество», в котором одной из основных ценностей является умение постоять за себя. Мальчики нередко вынуждены проявлять агрессивность, чтобы не оказаться «белыми воронами» и изгоями среди одноклассников или друзей во дворе.

Повышенная агрессивность может быть обусловлена также биологическими, половыми, психологическими и социальными причинами. Нередко агрессивные реакции детей бывают обусловлены установками, предрассудками и системой ценностей значимых для них взрослых. Например, дети из семей, в которых отношение к людям зависит от их положения на иерархической лестнице, способны сдержаться, когда их отчитывает учитель, но нахамят уборщице, гардеробщице или дворнику. Хорошо, когда в семье финансовое благополучие. Но если члены семьи измеряют все количеством денег, их дети начинают неуважительно относиться ко всем, кто зарабатывает мало. Это проявляется в вызывающем поведении в школе, в демонстративном пренебрежении по отношению к учителям.

Детям, особенно подросткам, свойственно делить всех людей на «своих» и «чужих». К сожалению, это нередко приводит к откровенной агрессии против «чужаков». Дети, как губка, пропитываются всем, что можно назвать «семейными установками». Именно поэтому очень тревожит факт агрессивного поведения детей, вызванного расовыми предрассудками или расовой неприязнью.

В дошкольном возрасте те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. В этот период еще не поздно избежать трансформации агрессивности в устойчивую черту характера. Если упустить благоприятный момент, в дальнейшем развитии ребенка возникнут проблемы, которые помешают полноценному становлению его личности, раскрытию индивидуального потенциала. Дети нуждаются в коррекции агрессивности, поскольку она искажает их представление о реальности, заставляя видеть в окружающем мире только враждебность и пренебрежение к себе.

Как вести себя родителям с агрессивным ребенком

Для начала необходимо выяснить причину агрессивного поведения ребенка, затем попробуйте установить одинаковые правила и требования как для малыша, так и для окружающих. Старайтесь чаще говорить ребенку о том, что вы его любите, примите вашего ребенка со всеми его недостатками. Обсуждайте с ребенком все его эмоции и чувства. Расскажите ему, что злиться это нормально. Расскажите, как можно выразить свой гнев, не причиняя вред другим. Когда ребенок разгневан, постарайтесь его отвлечь и перенаправить агрессию в другое, никому не приносящее вреда, русло.

Методы снижения агрессии у детей

  • займитесь арт-терапией — предложите ребенку нарисовать, что его беспокоит, а потом предложите порвать его рисунок;
  • займитесь сказкотерапией — читая ребенку, специальные психологические сказки вы помогаете ему справиться с агрессией. Помогая сказочным героям, решая их проблемы, ребенок подсознательно будет справляться и со своими проблемами;
  • займите его интересными увлечениями (например, лепка из пластилина);
  • чаще привлекайте его к своим делам, пусть он почувствует свою значимость.

Считается, что агрессия резко возрастает в подростковом возрасте. Это обусловлено двумя фундаментальными причинами: возросшей силой подростка, которую надо «опробовать», и следствием аутоагрессии. Рассмотрим их подробнее, чтобы понять, как взаимодействовать с агрессивным подростком.

Возросшая сила и самостоятельность

Кризис взросления характеризуется тем, что у человека появляются новые возможности и силы, которые ранее отсутствовали, находились в процессе развития либо были подавлены. Человек, переходящий на более высокую ступень развития, чувствует, что у него уже гораздо больше силы, самостоятельности и воли, чтобы самому решать те проблемы, которые еще недавно за него решали взрослые. Например, трехлетний ребенок еще вчера крепко держал маму за руку, поднимаясь по лестнице. А сегодня он ощутил, что может это сделать сам: его окрепшие ножки, его желание нового и его возросшая сила говорят ему, что надо пробовать. И он вырывает свою руку из маминой и делает шаг в неизвестность, которая оборачивается новым умением.

Так и подросток. К определенному возрасту он ощущает, что может сам поехать по нужному ему делу и уладить его. Что может выбрать, как проводить свое время и с кем. И т. д., т. п. Другими словами, возросшая социальная компетентность (которую дает жизненный опыт в разных ситуациях), физические данные и сила (которые у подростка начинают приближаться ко взрослым) дают ощущение «всемогущества и вседозволенности». Вспомним, что подросток стремится к тому, чтобы уравняться со взрослым в своих правах (обязанности он почему-то пропускает), т. к. ему искренне кажется, что он ничем не отличается от взрослого. И внешне, действительно, подросток выглядит гораздо старше, чем есть на самом деле: парню еще четырнадцать, а нога уже 44-го размера, голос мужской, рост и взгляд совсем не детские. Как мы понимаем, психологическое и социальное развитие сильно опаздывает по сравнению с физическим.

Но подросток начинает бунтовать, пытаясь добиться новых привилегий для себя. И надо признать, выдерживать агрессию и претензии подрастающего ребенка очень непросто. Потому что подросток не сильно щадит родительские чувства и может задеть больно, он не умеет еще удерживать свои импульсы, чувства несут его, как конь растерявшегося всадника. Если к этому прибавить физиологические изменения в коре головного мозга в период пубертата, а именно, преобладание процессов возбуждения над процессами торможения (т. е. если разойдется, то остановиться сразу же почти невозможно), то мы понимаем, что агрессия подростка – это как море без берегов: такая же импульсивная, неудержимая.

Читайте также:  Тералиджен и алкоголь через сколько можно

Подросток в острый период взросления часто живет по принципу «вспомнить все». И тогда уже родителям достается по полной программе: и когда недоглядели, и что неправильно сказали и сделали десять лет назад, и как его нынешние проблемы связаны с ошибками родителей – ребенок сводит счеты.

Есть некоторая закономерность в том, насколько бурно выливаются из подростка агрессия и недовольство в тот период, когда он уже не хочет сдерживаться и понимает, что восстать против старших не так страшно, как казалось раньше, в детстве. Чем больше накоплено и не выведено ребенком обид и гнева в период детства, тем «фееричней» протекает подростковый период. Чем больше ребенок чувствовал себя понятым и защищенным родителями до 12-13 лет, тем меньше у него неконтролируемых вспышек. Заметьте, что мы не пишем, что в последнем случае (в ситуации взаимопонимания с родителями) не будет вспышек. Подростковый возраст в норме очень редко проходит без возросшей агрессии. Но в случае взаимопонимания между ребенком и родителями агрессия чаще выливается на себя, на окружающих; в случае раннего конфликта с родителями на предыдущих этапах агрессия будет, как огненная лава, извергаться в первую очередь на них.

Проявления подростковой агрессии зависят, как мы видим, от стиля взаимоотношений между ребенком и родителями на предыдущем возрастном этапе развития ребенка. Детство от рождения и до 12-13 лет (возраст условный) является этапом наработки отношений. А уж то, что наработали, ярко высвечивается именно в критический период, т. е. он является своеобразным маркером, детектором отношений. Недаром говорят, что человек, да и отношения людей, проверяются в критическую минуту. Вот этой «минутой» и становится подростковый возраст.

Подчеркнем, что много подростковой агрессии появляется в семьях, где доминировал авторитарный, тиранический стиль отношений. Родитель сказал и точка, а мнение ребенка в принципе не существует. До определенных пор ребенок терпит, но если по натуре он тоже не из слабых людей, то по мере возрастания своей силы ребенок начинает отчаянно бунтовать и протестовать. Часто при этом стиле воспитания, где дети бесправны и неуважаемы изначально, происходят самые эпатажные и серьезные бунтарские выходки. Ребенок может вредить себе назло, только чтобы досадить родителям. Уходы из дома, пристрастие к алкоголю, курению, наркотикам, девиантное поведение, ранняя половая жизнь – это еще не полный список того, как сделать себе плохо, чтобы им стало хуже.

В семьях, где преобладает попустительский стиль (ребенку часто приходится самому удовлетворять свои нужды; делай что хочешь, иди куда хочешь), подростковый возраст тоже может принести агрессию. Ребенок стремится полностью жить самостоятельной жизнью, никого уже не спрашивая. И если родитель вдруг попробует указать, как и что делать, то получит в ответ ушат обвинений типа «а где ты был раньше, поздно меня жизни учить»!

В семье с нормальным, авторитетным укладом тоже не обходится без агрессии. Подросток и бунт – нераздельные понятия. Ребенку надо оторваться от родительской семьи и расправить подросшие крылья, чтобы в один прекрасный момент вылететь из гнезда. Причем вылететь в идеале надо каждому ребенку. Поэтому и от хороших родителей тоже надо отрываться, что дается всем участникам с болью.

Проявления агрессии зависят, конечно, и от личности подростка. Если в жесткой, авторитарной семье ребенка задавили, то он может и не проявлять агрессию – силы надломлены. Гнев и обида могут подавляться у более слабого ребенка и выражаться в разного рода невротизмах (в пубертате это анорексия/булимия, навязчивые идеи, акцентуации характера, самоповреждения, фобии и пр.). Если ребенок не надломлен как личность, его агрессия может искрить во все стороны.

Агрессия как следствие аутоагрессии

Аутоагрессия – это агрессия, направленная на себя. В подростковом возрасте ребенок «теряет себя привычного». Множественные изменения, происходящие внутри него, непонятные и незаметные для окружающих и для него самого, выбивают подростка из колеи. Тело перестает быть знакомым. Идет развитие мощнейшей сферы – половой. Ребенок покидает мир детей и пытается вписаться в мир взрослых. Ни тому, ни другому миру он не принадлежит полностью. Он оказывается как бы выброшенным за борт привычной жизни и не вписавшимся пока в новую. Состояние, согласитесь, непростое, выматывающее, дестабилизирующее.

Вспомним, что человек, в принципе, начинает осознавать себя через тело. Новорожденный ребенок еще не знает, где его рука или нога, мама знакомит его с самим собой. Вот и теперь, при резко меняющемся облике подросток глядится в зеркало и не узнает себя. Он ли это? Эти непропорционально длинные руки и ноги, эта испортившаяся кожа, этот ломающийся голос, этот появившийся откуда-то запах тела… Возникает страх, что можно остаться таким навсегда, – известный всем подростковый страх уродства. Одновременно появляется агрессия, направленная на себя, недовольство – я не такой, как надо, я некрасивый. Если мы прибавим к этому раздрай внутренний, душевный, то получим на выходе общую неудовлетворенность собой и жизнью. Что выражается в постоянной критике себя, подгонке под общие стереотипы красоты, в попытках усовершенствовать себя путем различных (часто эпатажных) экспериментов: перекрасить или сбрить волосы, проколоть все доступные части тела, одеждой замаскировать недостатки и пр.

Подросток 13-15 лет имеет сниженную самооценку и такую же оценку себя приписывает другим людям. Чаще подросток ждет от других критики и подвоха. Таким образом, аутоагрессия переходит в агрессию, направленную на окружающих. Я плохой – вы видите меня плохим – вы плохие – я вас вижу плохими. Т. е. подросток идет, ожидая от мира агрессии, потому что она скопилась в нем самом, находит эту агрессию (чего ищешь, всегда найдешь) и подтверждает свое мнение о том, что мир лежит во зле, все люди враждебные, жизнь несправедлива.

Что делать, когда подросток проявляет агрессию?

Отвечать подростку агрессией на агрессию – самый разрушительный для нервов и отношений путь. Подросток живет в состоянии борьбы, ему даже это не столь затратно, как родителю. А вот родитель может дорого заплатить за неудачный метод: нервами, общим здоровьем, настроением. В первую очередь это ощутит родитель авторитарного склада: ребенка уже не перекричишь. Он сам это уже умеет делать. Поэтому подростковый период – шанс и время для родителей обдумать тот факт, что ребенок уже переходит в другую возрастную категорию и надо искать новые формы общения с ним, надо признать, что нельзя вести себя как раньше, не считаясь с ним. Если авторитарный родитель этого не признает, неприятные последствия не заставят себя ждать.

На сегодняшний день социальные психологи предлагают самые работающие способы совладания с подростковой агрессией:

  • Принять агрессию как неизбежное проявление подросткового возраста и относиться к ребенку снисходительно; перетерпеть, не скатываясь в полное подстраивание (делай что хочешь, только не кричи, не круши). Рассматривать ребенка и его вспышки на этом этапе как проявление сложного периода и относиться с сочувствием – он часто сам не ведает, что говорит и творит. Не принимать близко к сердцу все резкие слова и не строить на их основании пессимистические выводы о дальнейших отношениях и жизни подростка в целом. Понимать, что подросток разбалансирован и через десять минут будет жалеть о своей несдержанности, но внешне это не покажет. Одним словом, относиться к несдержанности и агрессии как к слабости, демонстрируемой ребенком в период болезни.
  • Пробовать направлять агрессию, как энергию, в разные сложные виды деятельности, начиная со спорта и иностранных языков, и заканчивая ремеслами. Этот метод является и профилактическим, и терапевтическим одновременно. И надо сказать, что при общей рассеянности и незаинтересованности подростка учебой, то, что ее не касается и проводится не в школе, может вызывать интерес и вовлеченность. Метод хорошо работает в семьях, где родителям или одному родителю удалось сохранить контакт с ребенком.
  • Хорошим и эффективным способом снижения агрессии и поиска взаимопонимания с подростком является договорной метод. Прописанный на бумаге и даже когда-то заверенный третьим лицом (психологом, к примеру), где четко оговаривается предмет договора, обязанности сторон, их ответственность за нарушение. Этот способ дает подростку понимание того, что он стоит почти на одной доске с родителем, с ним считаются и спрашивают с родителей наравне с ним.
Читайте также:  Турбослим батончик для похудения

На консультативном приеме девочка Н. четырнадцати лет, папа и мама. Обратились родители по поводу того, что Н. не общается с ними, отказывается делать уроки, ведет себя крайне враждебно, грубит, хамит, не выполняет дома своих прежних обязанностей. Усугубилась ситуация после того, как папа забрал у дочки телефон, т. к. она не расставалась с ним никогда, даже ночью, на уроках, на улице, за столом; не реагировала на обращение, жила, что называется, в телефоне. Родители видели, что развивается зависимость, и поначалу пытались уговорами и давлением на сознательность ограничить использование. Не получилось. Папа пошел на крайние меры и полностью забрал телефон, после чего у девочки было острое состояние «ломки», соматические симптомы (болела голова, живот, тряслись руки, истерики). В довершение чего она объявила войну родителям. После исследования ситуации была предложена договорная система, которая разрабатывалась совместно, с учетом пожеланий родителей и дочки, предусматривающая пользование плеером вместо телефона в определенные часы с ответственностью за нарушение договора у обеих сторон. Через месяц родители и дочка пришли на очередную консультацию с хорошими новостями: общение вернулось в желаемые берега, война закончилась, договор соблюдали.

Этот случай приведен для того, чтобы мы как родители учились ко всему прочему и понимать послание ребенка при его агрессии. Т. е. его внутреннее состояние, его посыл, его мотив. Часто агрессия подростка, направленная на чужих людей и ровесников, имеет скрытую цель напугать, устрашить, создать имидж уверенного и сильного человека (коим на самом деле подросток не является). А вот в общении с родителями агрессия часто вырастает из обиды ребенка. На непонимание. Отсутствие снисходительности. Неуважение. Будем это помнить и стараться увидеть за внешним отталкивающим видом агрессивного ребенка его хрупкую и, возможно, раненую душу.

Иногда родители ребенка, который начал ходить в школу или еще только собирается к поступлению в первый класс, сталкиваются с проблемой приступов агрессии у малыша. Как вести себя в этот возрастной кризис и что делать, если он не слушается родителей и педагогов?

Причины

Агрессия у детей – это негативная реакция на разные действия или замечания окружающих. Если ребёнок воспитан неправильно, эта реакция из временной способна перерасти в постоянную и стать чертой его характера.

Источниками агрессивного поведения ребёнка могут быть соматические болезни или заболевания головного мозга, а также неправильное воспитание. Ещё одной причиной такого поведения может быть возрастной кризис.

В это время дети начинают себя осознавать в качестве учащихся, и это новая роль для них. Это способствует появлению у ребенка нового психологического качества — самоуважения.

Посмотрите видео о причинах кризиса у детей в семилетнем возрасте и методах его преодоления.

Почему не слушается?

Отныне это уже не маленький малыш, а настоящий взрослый человечек, который стремится стать самостоятельным. В 6-7 лет дети теряют свою естественную детскость, поэтому они специально начинают кривляться и вести себя неразумно. Причина происходящего в том, что дети начинают отделять внутреннее «Я» от внешнего поведения. Они сознают, что их поведение способно вызывать реакцию окружающих. Неестественное поведение показывает, что это всего лишь детский эксперимент, хотя из-за таких опытов малыша родители очень переживают и волнуются. Кроме того, ребёнка становится нелегко уложить спать или отправить умываться, появляется непривычная реакция:

  • пренебрежение к просьбам;
  • размышления, для чего это делать;
  • отрицание;
  • противоречия и пререкания.

Дети в этот период показательно нарушают запреты родителей. Они критикуют любые правила, которые установили не сами, стремятся занять положение взрослых. Существующие принципы понимаются ребёнком как детский образ, который нужно преодолеть.

Почему ребенок издает квакающие звуки?

Бывают случаи, когда дети начинают издавать различные звуки: кваканье, мычание, чириканье и тому подобное. Это может быть всего лишь продолжением их экспериментов, но на этот раз со звуками и словами. Если у вашего ребёнка нет проблем с речью, то повода для беспокойства нет. Если же имеются какие-либо дефекты или заикание, необходимо обратиться к врачу.

Советы и рекомендации психолога

  • Высказывайте одобрение самостоятельным действиям своего чада, позвольте ему быть автономным.
  • Попробуйте стать советчиком, а не запретителем. Поддерживайте в трудные моменты.
  • Разговаривайте с ребёнком на взрослые темы.
  • Узнайте его мысли по интересующему вопросу, послушайте его, это намного лучше критики.
  • Позвольте ребёнку высказать своё мнение, а если он не прав, то деликатно исправьте его.
  • Разрешите себе признать его взгляды и выразить согласие – вашему авторитету ничего не грозит, а самоуважение вашего отпрыска укрепится.
  • Дайте понять ребёнку, что он ценим вами, уважаем и понимаем, что при его промахе вы всегда будете рядом и окажете помощь;
  • Продемонстрируйте чаду возможность достижения цели. Похвалите его за успех.
  • Старайтесь дать ответы на все вопросы ребёнка. Даже если вопросы повторяются, терпеливо повторите ответ.

Занятия для детей 6-7 лет

Уменьшить нестимулированную агрессию ребёнка помогут действия, которые покажут ему, что существуют другие возможности привлечь внимание и проявить силу. Чтобы выглядеть как взрослый, не нужно утверждаться за счёт тех, кто слабее, а при раздражении использовать нехорошие слова. Рекомендуются следующие методы для эмоциональной разрядки:

  1. разрывайте на куски бумагу, которую постоянно нужно иметь при себе;
  2. громко кричите в специальном месте;
  3. занимайтесь спортом, бегайте и прыгайте;
  4. полезным будет выбивание ковриков и подушек;
  5. практикуйте удары по боксёрской груше;
  6. очень помогают игры с водой (созерцание воды и её жителей в аквариумах, рыбалка, кидание камней в водоём и т. д.)

Как найти общий язык?

При приступах агрессии у ребенка родителям необходимо быть спокойными и сдержанными. Нужно попробовать понять, что чувствует ваш ребёнок. Самое важное – любить и понимать своего малыша, уделять ему больше внимания и времени.

Безусловная любовь – лучший способ борьбы с агрессивностью. Мамы и папы прекрасно знают своих детей и способны предупредить неожиданные порывы гнева. Обуздать физическую агрессию легче, чем словесное её проявление. В момент накатывания эмоций, когда ребёнок надувает губы, прищуривает глаза или как-то иначе демонстрирует своё недовольство, нужно постараться перенаправить его внимание на другой объект, занятие или просто придержать. Если агрессию не получилось остановить вовремя, необходимо убедить ребёнка, что так поступать не следует, это очень плохо.

Как бороться с застенчивостью?

Помимо всего прочего, в возрасте 7 лет дети начинают обращать внимание на свою внешность, одежду. Они стремятся выглядеть как взрослые. Ребёнок впервые критично оценивает своё поведение. В этот период очень легко может развиться стеснительность, ребёнок не всегда способен оценить адекватно мнение окружающих. Неверная оценка происходящего может напугать ребёнка, заставить бояться привлечения к себе внимания. Могут возникнуть трудности с установлением контактов. Но иногда дети просто от природы бывают стеснительными.

Как помочь?

Стеснительный ребёнок более восприимчивый, часто окружающие неспособны его понять. Мамам и папам рекомендуется чаще подчёркивать хорошие качества своих детей. Таким образом нужно воспитывать его уверенность в себе. Ни при каких условиях не нужно злиться на своё чадо за его застенчивость. Он может почувствовать себя в чём-то ущербным, отличным от остальных. Это может плохо отразиться на становлении его характера. Будучи уже взрослым, человек будет вспоминать свою детскую обиду. От постоянных укоров ребёнок не станет смелым и решительным, но способен уйти в себя от этого.

Вот три лёгких способа помочь ребёнку:

  1. Сообщите о том, как люди себя ведут.
  2. Покажите, как люди чувствуют.
  3. Не внушайте негатив.

Надеюсь, понятно изложил суть, если нужны дополнительные объяснения, готов ответить на ваши вопросы.

Рекомендации психолога при проявлении агрессии у ребенка смотрите в следующем видео.


Мнение доктора Комаровского о действиях родителей вы можете узнать, посмотрев следующее видео.

Ссылка на основную публикацию
У ребенка появились синяки под глазами что это значит
Принято считать, что синяки под глазами появляются из-за недосыпания, но на самом деле они могут сигнализировать о серьезных нарушениях в...
У ребенка покраснения на сгибах рук и ног
Из аллегических заболеваний кожи (аллергодерматозы) у детей наиболее часто встречаются: атопический дерматит, экзема, cтрофулюс, нейродермит. Атопический дерматит – одно из...
У ребенка понижены лейкоциты в моче
Норма лейкоцитов в моче у ребенка – один из показателей, выявляемых в лаборатории для оценки состояния мочеполовой системы ребенка. Если...
У ребенка появилось белое пятно на лице
У многих людей в какой-то момент жизни на лице, руках или груди могут появляться белые пятнышки различного размера. Ниже представлены...
Adblock detector