У ребенка расстройство поведения и эмоций

У ребенка расстройство поведения и эмоций

Характерные специфические проявления дефекта меняются по мере ро­ста ребенка, но на всем протяжении жизни этот дефект сохраняется, прояв­ляясь сходным комплексом проблем социализации, общения и интересов. Для установления диагноза необходимо проявление симптомов еще до 3 лет, но сам синдром может быть диагностирован в любом возрасте.

Следующий уровень реагирования по В. В. Ковалеву — аффектив­ный (он характерен для детей 5

Выше уже упоминалось, что расстройства, характерные для предыдущих периодов развития, могут сочетаться между собой, в частности, с аффектив­ными, эмоциональными и поведенческими.

Необходимо напомнить, что переживание страхов в возрасте 3-5 лет яв­ляется отражением нормального хода развития личности ребенка. Поэтому переживаемые в более позднем возрасте страхи, которые в патологии носят характер навязчивых фобий, могут быть разделены на следующие группы:

а) страхи здоровых детей; эти переживания связаны с незавершившимся процессом созревания личности ребенка на эдипальной фазе развития;

б) невротические фобии, связанные с проблемами проживания ребенком эдипальной фазы в дисфункциональной семье;

в) страхи, являющиеся симптомами эндогенного заболевания (например, щизофрении);

г) страхи, являющиеся эквивалентами или формами эпилептических или эпилептиформных припадков;

д) страхи, которые являются результатом резидуально-органического по­ражения головного мозга.

Последние в МКБ-10 регистрируются в рубрике F93 — эмоциональные расстройства, специфические для детского возраста.

Содержание страхов может быть достаточно схожим при разных нозо­логических формах, и дифференциальный диагноз основывается дополни­тельно на наличии других симптомов основного заболевания, анализа отношения ребенка к собственным переживаниям, соответствия их периоду лич­ностного развития ребенка.

Для страхов резидуально-органического происхождения характерно пе­реживание приступов витального страха смерти, сопровождающегося выра­женными вегетативными симптомами (вплоть до развития диэнцефальных кризов) — похолоданием конечностей, «остановкой сердца», ознобом и дро­жанием, тахикардией, учащением мочеиспускания, одышкой и др. Дети и подростки, переживающие страх смерти, не поддаются переубеждению, ажитированы. У подростков подобные страхи могут сопровождаться нарушени­ями схемы тела, деперсонализацией и дереализацией.

Можно повторить, что страхи могут сочетаться с другими синдромами резидуально-органического поражения. Если страхи сохраняются и в под­ростковом возрасте, они имеют тенденцию трансформироваться в наруше­ния эмоционально-идеаторного уровня — сенестопатически-ипохондрический синдром.

Следующий уровень реагирования по В. В. Ковалевуэмоционалъ-но-идеаторный (11-17 лет).

Симптоматика резидуально-органических поражений в этом возрасте может быть обусловлена ранее имевшимися нарушениями в эмоциональной, когнитивной и поведенческой сферах, либо быть оформленной в виде специ­фических для данного возраста синдромов.

Расстройства поведения и эмоций

По МКБ-10 расстройства поведения характеризуются стойким типом диссоциального, агрессивного или вызывающего поведения.

Поведение, на наличии которого основывается диагноз, это: драчливость и хулиганство, жестокость к людям или животным, поджоги, воровство, лжи­вость, прогулы, уходы из дома, вспышки гнева, постоянное непослушание.

Для отнесения таких форм поведения к последствиям резидуально-орга­нического поражения головного мозга необходимо, помимо анамнеза, обна­ружение вышеописанных общих признаков резидуально-органического по­ражения головного мозга. Расстройства поведения — достаточно частое на­рушение в детском и подростковом возрасте. Оно встречается у 9% мальчи­ков и 2% девочек до 18 лет.

В классификации В. В. Ковалева выделяются специфические для под­росткового возраста эмоционально-идеаторпые нарушения, оформляющиеся в виде неврозоподобных синдромов — депрессивно-дистимического и сенестопатически-ипохондрического.

В МКБ-10 они отнесены к рубрикам:

F92 — смешанные расстройства поведения и эмоций;

F92.0 — депрессивное расстройство поведения;

F92.8 — другие смешанные расстройства поведения и эмоций.

Часть из них квалифицирована в рубриках расстройств настрое­ния ( F3).

Для эмоциональных расстройств резидуально-органического генеза ха­рактерным является депрессивно-дистимическии синдром, то есть наличие в клинической картине переживаний не только сниженного настроения, по­тери активности, но и плаксивости, капризности, повышенной раздражитель­ности. Этот синдром наблюдается у детей с 10-11 лет и у подростков, со­провождается повышенной тревожностью, особенно относительно собствен­ного здоровья. Возможно наличие транзиторных психосенсорных рас­ стройств. Помимо симптомов эмоционального расстройства, могут иметь место симптомы когнитивных и поведенческих расстройств, астенического синдрома, вегетативных нарушений — то есть общих признаков резидуаль­ но-органического поражения головного мозга.

Сенестопатически-ипохондрический синдром обычно бывает у подрост­ков. При этом отмечается наличие переживания ярких чувственных сенесгопатий с разнообразными ипохондрическими опасениями и жалобами. Воз­можны психосенсорные расстройства. Часто имеют место стойкие и присту­пообразные гипоталамические (диэнцефальные) расстройства (вазовегетативные), которые и являются важным источником сенестопатий и ипохондри­ ческой фиксации внимания на состоянии здоровья.

Описанные В. В. Ковалевым истероформные расстройства в МКБ-10 отнесены к рубрике органическое диссоциативное расстройство.

Есть вопрос?

ИЛИ ХОТИТЕ ЗАПИСАТЬСЯ?

Оставьте свои контактные данные, и мы свяжемся с Вами, ответим на все Ваши вопросы, запишем в группы или к нашему специалисту

Мамы и папы!

Мы открываем группу творческого развития для детей от 3 лет. Спешите забронировать место в группе для Вашего малыша уже сейчас.

Когда специалист-психолог сталкивается с особенным или нарушенным поведением ребенка, то главными диагностическими задачами является выяснение выраженности и синдром-структуры нарушенного поведения ребенка в целом, уточнение какие расстройства присоединяются к основному, соотнесение запроса ближайшего социального окружения ребенка (родителей или педагогов) с результатами диагностики. Так, например, запрос родителей или педагогов может быть противоречивым, более узким, конкретным и не всегда соответствовать причине расстройств поведения и эмоций у детей.

Читайте также:  Тошнило ночью во время сна

Определение, уточнение синдром-структуры расстройств поведения и эмоций у ребенка в данном пособии предлагается с помощью следующих методов: наблюдения за поведением ребенка; опроса и беседы со взрослыми (близкими, родителями), педагогами, работающими с ребенком; в процессе собеседования специалиста с ребенком; в спонтанных и специально организованных ситуациях предметно-практической, игровой, продуктивной деятельности.

Диагностическая беседа с ребенком может иметь ограниченное значение и специфику ввиду того, что ребенок дошкольного и младшего школьного возраста, особенно с интеллектуальными проблемами, плохо осознает особенности собственного поведения и понимает вопросы взрослого, если они сформулированы недостаточно просто и ясно.

В процессе наблюдения и взаимодействия с ребенком можно выделить общие, комплексные и специфические, характерные признаки расстройств поведения и эмоций у детей — это внешние, наблюдаемые проявления расстройств (в мимике, жестах, поведении, деятельности); в речевом поведении (сила голоса, темп и связность речи, и пр.); длительность состояния; количество помощи ребенку для совладания состоянием; особенности реагирования, импульсивности; реакции на новизну, неожиданность, ограничение, на неуспех и неудачу, препятствие; реакции избегания, центробежные, тормозные; чувствительность к присутствию других; способность ориентации на состояние другого, налаживания и согласования совместных действий с другими; осознанность

Поведенческие расстройства у детей является психической проблемой, которая признается в более и более молодых пациентах. Статистика не оптимистична: проблемы в этой группе можно найти у каждого десятого ребенка и даже у каждого четвертого подростка. Чаще они наблюдаются у мальчиков, чем у девочек.

Рассмотрим, какие виды поведения считаются патологическими, а какие находятся в пределах нормы. Как родители могут помочь своему ребенку.

Причины

На вопрос о причинах расстройств поведения у детей просто нет ответа. Скорее всего подобные проблемы возникают из-за взаимодействия ряда различных неблагоприятных факторов. Гены были в первую очередь приняты во внимание при анализе основных причин их развития.

Оказывается, действительно — наследственный генетический материал может влиять на их возникновение. Такой вывод был сделан на основании наблюдения, что дети, чьи семьи ранее имели поведенческие расстройства, сами имеют повышенный риск их появления.

Риск также возрастает, когда родители ребенка сами страдают от них или от некоторых психологических проблем. Было отмечено, что увеличение риска может включать в себя шизофрения, депрессия или биполярное расстройство, затрагивающие одного из родителей.

Другой возможной причиной могут быть травмы, которые получают дети — здесь, прежде всего, учитываются травмы головы. Взаимосвязь между этой проблемой и повреждениями лобных областей головного мозга, по-видимому, наиболее сильна — они содержат центры, ответственные за, среди прочего, контролем эмоций, и их повреждения могут быть потенциальной причиной поведенческих нарушений.

Итак, повышенный риск развития этой проблемы в основном наблюдается в тех семьях, где существуют самые серьезные нарушения — например, насилие в отношении ребенка или алкоголизм родителя. Также было отмечено, что проблема может быть спровоцирована некоторыми чрезвычайно серьезными, травмирующими событиями, такими как изнасилование.

Характерные симптомы

Прежде всего, у ребенка отмечаются:

  • истерики;
  • частая тенденция вступать в конфликты, как со сверстниками, так и с учителями или родителями;
  • поведение несоответствующее с общепринятой системой норм и ценностей;
  • причинение (преднамеренно) страдания другим людям;
  • мстительность;
  • жестокость по отношению к людям, животным);
  • бегство из дома;
  • преднамеренное уничтожение предметов других людей;
  • приступы агрессии, в том числе склонность к дракам.

Типы поведенческих расстройств

Не все дети с поведенческими проблемами имеют одинаковые проблемы. Из-за этого существуют разные типы:

  • ограниченные семейным окружением (проблемы возникают только дома);
  • с неправильной социализацией (проблемы дома сопровождаются неправильным построением отношений с другими детьми);
  • с правильной социализацией (ребенок проявляет поведенческие расстройства, но хорошо функционирует среди сверстников);
  • оппозиционно-вызывающие расстройства (при которых не обнаружено чрезвычайно агрессивного поведения).

Поведенческие расстройства проявляются по-разному не только в зависимости от их конкретного типа, но и от того, сколько лет ребенку.

У дошкольников и школьников

У маленького ребенка с поведенческими расстройствами могут быть такие проблемы, как укусы, удары ногами или другие формы агрессии по отношению к другим — он вообще не исправляет свое поведение, несмотря на настойчивое требование со стороны взрослых. Дома он может бросать предметы, кричать на родителей или полностью игнорировать их инструкции.

Поведенческие расстройства у школьников также проявляются и в школе. Ребенок может испытывать сильный гнев, когда учитель просит его выполнить задание. Может прервать уроки, внезапно напав на друга или внезапно начать бросать стул, учебники.

У подростков

В этом возрасте нарушения поведения могут быть еще более серьезной проблемой. В их случае побег из дома или возвращение с улицы поздно вечером не редкость, даже несмотря на твердые просьбы родителей не делать этого.

Читайте также:  Стенки инфаркта миокарда на экг

Дети старшего возраста могут прогуливать и даже полностью игнорировать потребность в образовании. Страшно, что подростки могут преднамеренно совершить вандализм — повредить чужую машину или разбить окно на автобусной остановке.

Диагностика расстройств поведения

Она проводится детскими психиатрами. Общение с опекунами ребенка очень важно для распознавания этих проблем — в конце концов, они могут рассказать специалисту о проблемах, которые существуют.

Однако также необходимо провести тщательное психиатрическое обследование с подозрением на нарушение поведения. Этот диагноз нельзя поставить у ребенка с психическим заболеванием или расстройствами, такими как депрессия, шизофрения или биполярное расстройство.

При диагностике важно время, в течение которого встречаются аномалии, описанные ранее. Общепринято, что проблема может быть распознана, если симптомы расстройства поведения сохраняются более 6 месяцев.

Возможные последствия

Расстройства поведения у ребенка являются серьезной проблемой. Покинув школу, он может в конечном итоге получить такое отставание в образовании, что его будет очень трудно наверстать. В свою очередь, совершение актов вандализма может привести к тому, что родителям придется нести расходы.

Если проблему не лечить, она может увеличить риск того, что в будущем ребенок будет бороться с расстройствами личности.

Терапия

При диагностике поведенческих расстройств у ребенка самое важное — предложить ему и его семье соответствующую психотерапию. Терапия может основываться на различных подходах. При выраженных нарушениях, не позволяющих установить контакт, назначаются препараты.

Комплексный подход к устранению подобных расстройств предполагает:

  • Поведенческие методы. Они направлены на устранение нежелательного поведения, выработку полезных навыков.
  • Групповые тренинги. Проводятся после поведенческой терапии и обычно в игровой форме. Помогают социализации ребенка.
  • Медикаментозное лечение. Оно не рекомендуется для детей с нарушениями поведения. Используется скорее только тогда, когда, например, необходимо уменьшить склонность ребенка к агрессивному поведению. В этой ситуации в основном используются антипсихотические препараты (нейролептики).

Кроме того, лечение дополняется семейным консультированием, социально-реабилитационными мероприятиями. В семье важно создать благоприятную обстановку, доброжелательное, уважительное отношение к ребенку, комфортные материально-бытовые условия проживания.

Прогноз поведенческих расстройств благоприятный при оказании своевременной психотерапевтической помощи. Важно понимать, что на терапию может потребоваться не один год, с периодическим врачебным наблюдением. Чаще положительный исход наблюдается при исключении в поведении, например, агрессивности, с сохранением нормальной социализации, успеваемости в учебе.

Если у пациента диагностируется расстройство эмоций, зачастую оно сопровождается развитием психических заболеваний: неврозами, на различных стадиях шизофрении. Поскольку изучением данной категории расстройств занимается психиатрия, а также психологи, важно рассмотреть все возможные аспекты заболевания.

Расстройство эмоций и поведения (психиатрия)

Расстройство эмоций и поведения может выступать в качестве самостоятельного, первичного заболевания, так и стать побочной симптоматикой в результате появившегося невроза, депрессии, сильного нервного потрясения.

Расстройство поведения и эмоций у ребенка

У ребенка расстройство проявляется в виде невозможности самостоятельно планировать собственное время, контролировать эмоциональные проявления и реакции, а также выстраивать поведение в соответствии с общепринятыми нормами.

Среди основных симптомов можно выделить следующие аспекты:

  1. Агрессивность
  2. Отказ от послушания взрослых
  3. Чрезмерная жестокость
  4. Непослушание
  5. Драчливость.

Причины, по которым может развиться поведенческое расстройство у ребенка, можно разделить на несколько категорий:

  1. Физиологические. Проявляется в гормональной перестройке, нарушениях в прохождении метаболических процессов. В результате развития ДЦП, эпилепсии, шизофрении, а также повышенная раздражительность.
  2. Психологические. Возникает в результате эмоциональной неустойчивости ребенка. У него может формироваться нереалистичная самооценка, преобладать сниженный эмоциональный фон, постоянная вина себя.
  3. Отношения в семье. Как правило, расстройство возникает в следствие постоянных конфликтов между родителями. Чаще всего они проявляет аморальное поведение, употребляют наркотические вещества или алкоголь, нередко имеют психические расстройства.

Прежде чем приступить к лечению патологии, лечащий специалист старается установить причину расстройства, а также организовать для ребенка тестирование, чтобы узнать, насколько оно прогрессирует.

Смешанное расстройство эмоций и поведения

Характеризуется расстройством эмоций и поведения в равной степени, где человек проявляет чрезмерную агрессивность, страдает устойчивым депрессивным состоянием, повышенной тревожностью.

Расстройство эмоции у детей

Ребенок по сравнению с взрослым человек более остро воспринимает все события, а значит и эмоционально реагирует намного острее. Соответственно, при возникновении расстройства эмоций, симптоматика проявляется намного интенсивнее.

Для того, чтобы в будущем не допустить патологического развития ситуации, рекомендуется использовать игровую терапию. Это поможет избежать недоразвития на психическом и ментальном уровнях. Также игровые симуляторы, повторяющие жизненные условия, поможет ребенку лучше адаптироваться и реально воспринимать окружающие аспекты.

Также нередко используется психодинамическая работа, которая сопровождается психологом. Психоанализ предполагает выявление причин формирования эмоционального расстройства.

Эмоции и эмоциональные расстройства

Физиологическое состояние организма, характеризующееся субъективной окраской, которое выражается в видах переживаниях, начиная от позитивных до резко негативных проявлений.

Касательно эмоциональных расстройств – это целый комплекс проявляющихся симптомов, которые нередко характеризуются в виде раздражительности, агрессии, резкой смене настроения, склонность к девиантному поведению, а также невозможность контролировать собственные поступки.

Читайте также:  Травма ноги опухоль

Смешанное расстройство поведения и эмоций у детей

Смешанное расстройство поведения и эмоций у детей имеет аналогичные признаки, как и у взрослых пациентов. Поведение нередко носит девиантный характер, отклоняющееся от общественных норм. В результате ребенок становится более агрессивным, нередко наблюдаются признаки депрессивного состояния, а также повышенной тревожностью.

Перед тем, как начать лечение, в первую очередь необходимо пройти тестирование у психолога и психотерапевта. Если будет диагностировано первичное невротические или психическое заболевание, на фоне которого развивается смешанное расстройство, чаще всего используется физиотерапия, комплексная работа психотерапевтов и психологов, вспомогательные медикаменты.

Расстройства эмоций воли

Воля относится к поведенческо-регуляционной системе, которая позволяет человеку контролировать свою деятельность, бороться с существующими препятствиями, а также помогает адаптироваться к новым социальным условиям.

Когда возникает расстройство, у пациента формируется повышенная агрессия, раздражительность, невозможность контролировать собственные поступки и поведение. Требуется предварительная диагностика перед лечением и консультация с психотерапевтом.

Симптомы расстройства эмоций

Симптоматика эмоциональных расстройств может быть различна в зависимости от преобладающего вида. Так, например, человек может испытывать чувство эйфории, которое резко сменится депрессивным состоянием, чрезмерным раздражением или апатией. Также нередко человек наносит оскорбления другим людям, поскольку его эмоциональный фон не стабилен.

Виды расстройств эмоций

Принято выделять несколько видов расстройств, которые характеризуются позитивным или негативным фоном.

К первой группе с эмоциональным усилением относят следующие:

  1. Гипертимия – радость, повышенный эмоциональный фон.
  2. Эйфория
  3. Гипотимия – сниженный эмоциональный фон
  4. Тревога
  5. Страх
  6. Фобия.

Группа со снижением эмоциональности:

  1. Тупость – человек практически не проявляет никаких эмоциональных реакций
  2. Апатия.

Важно отметить, что каждое из вышеперечисленных явлений относится к патологическим проявлениям и нуждается в корректировке или лечении.

Круглосуточные бесплатные консультации

Мы будем рады ответить на все Ваши вопросы!

Частная клиника «Спасение» уже 19 лет осуществляет эффективное лечение различных психиатрических заболеваний и расстройств. Психиатрия – сложная область медицины, требующая от врачей максимума знаний и умений. Поэтому все сотрудники нашей клиники – высокопрофессиональные, квалифицированные и опытные специалисты.

Когда обращаться за помощью?

Вы заметили, что Ваш родственник (бабушка, дедушка, мама или папа) не помнит элементарных вещей, забывает даты, названия предметов или даже не узнает людей? Это явно указывает на некое расстройство психики или психическое заболевание. Самолечение в таком случае не эффективно и даже опасно. Таблетки и лекарства, принимаемые самостоятельно, без назначения врача, в лучшем случае на время облегчат состояние больного и снимут симптомы. В худшем – нанесут здоровью человека непоправимый вред и приведут к необратимым последствиям. Народное лечение на дому также не способно принести желаемых результатов, ни одно народное средство не поможет при психических заболеваниях. Прибегнув к ним, Вы лишь потеряете драгоценное время, которое так важно, когда у человека нарушение психики.

Если у Вашего родственника плохая память, полная потеря памяти, иные признаки, явно указывающие на психическое расстройство или тяжелую болезнь – не медлите, обращайтесь в частную психиатрическую клинику «Спасение».

Почему выбирают именно нас?

В клинике «Спасение» успешно лечатся страхи, фобии, стресс, расстройство памяти, психопатия. Мы оказываем помощь при онкологии, осуществляем уход за больными после инсульта, стационарное лечение пожилых, престарелых пациентов, лечение рака. Не отказываемся от больного, даже если у него последняя стадия заболевания.

Многие государственные учреждения не желают браться за пациентов в возрасте за 50-60 лет. Мы помогаем каждому обратившемуся и охотно осуществляем лечение после 50-60-70 лет. Для этого у нас есть все необходимое:

  • пансионат;
  • дом престарелых;
  • лежачий хоспис;
  • профессиональные сиделки;
  • санаторий.

Старческий возраст – не причина пускать болезнь на самотек! Комплексная терапия и реабилитация дает все шансы на восстановление основных физических и мыслительных функций у подавляющего большинства пациентов и значительно увеличивает продолжительность жизни.

Наши специалисты применяют в работе современные способы диагностики и лечения, самые эффективные и безопасные лекарственные препараты, гипноз. При необходимости осуществляется выезд на дом, где врачами:

  • проводится первичный осмотр;
  • выясняются причины психического расстройства;
  • ставится предварительный диагноз;
  • снимается острый приступ или похмельный синдром;
  • в тяжелых случаях возможно принудительное помещение больного в стационар – реабилитационный центр закрытого типа.

Лечение в нашей клинике стоит недорого. Первая консультация проводится бесплатно. Цены на все услуги полностью открытые, в них заранее включена стоимость всех процедур.

Родственники больных часто обращаются с вопросами: «Подскажите что такое психическое расстройство?», «Посоветуйте как помочь человеку с тяжелой болезнью?», «Сколько с ней живут и как продлить отведенное время?» Подробную консультацию Вы получите в частной клинике «Спасение»!

Мы оказываем реальную помощь и успешно лечим любые психические заболевания!

Проконсультируйтесь у специалиста!

Мы будем рады ответить на все Ваши вопросы!

Ссылка на основную публикацию
У ребенка распух пенис
С различными «мужскими» проблемами, по мере роста сыновей, рано или поздно сталкивается любая мама. Именно половой орган мальчика (даже совсем...
У ребенка появились синяки под глазами что это значит
Принято считать, что синяки под глазами появляются из-за недосыпания, но на самом деле они могут сигнализировать о серьезных нарушениях в...
У ребенка появилось белое пятно на лице
У многих людей в какой-то момент жизни на лице, руках или груди могут появляться белые пятнышки различного размера. Ниже представлены...
У ребенка распухла верхняя губа
Внезапно(за минут 5) у ребенка отекла/опухла верхняя губа. Я предположила аллергическую реакцию и дала Кларитин и обмазала губу фенистилом. Прошло...
Adblock detector