У русалки солнечный удар

У русалки солнечный удар

Слово из 9 букв, первая буква — «П», вторая буква — «О», третья буква — «Л», четвертая буква — «У», пятая буква — «Д», шестая буква — «Н», седьмая буква — «И», восьмая буква — «Ц», девятая буква — «А», слово на букву «П», последняя «А». Если Вы не знаете слово из кроссворда или сканворда, то наш сайт поможет Вам найти самые сложные и незнакомые слова.

Отгадайте загадку:

Это что за зверь лесной Встал, как столбик, под сосной? И стоит среди травы — Уши больше головы. Показать ответ>>

Это что за потолок? То он низок, то высок, То он сер, то беловат, То чуть-чуть голубоват. А порой такой красивый — Кружевной и синий-синий! Показать ответ>>

Это что тут за зверёк Ходит вдоль и поперёк? В краске выпачканный нос, Деревянный длинный хвост. Показать ответ>>

Другие значения этого слова:

  • в славянской мифологии дух, воплощение солнечного удара
  • полевой дух в славянской мифологии, олицетворяющий «солнечный удар», отождествлявшийся с русалками

Случайная загадка:

Пляшет-скачет крошка, А всего одна ножка. Как устанет — В угол встанет.

Случайный анекдот:

— Маленький мальчик, расскажи Дедушке Морозу стишок, и дедушка подарит тебе вот эту большую лошадку. Ну что же ты молчишь, дедушка ждет. Ну давай же, мальчик, другие дети тоже ждут меня. Ну скажи хотя бы что-нибудь, а то дедушка уйдет и оставит тебя без подарка. Не хочешь, ну тогда я подарю эту лошадку другому мальчику.
Да, печально, что эта лошадка не досталась ни одному ребенку на Новый Год в доме для глухонемых.

Знаете ли Вы?

Полярные медведи могут бегать со скоростью 40 км/ч.

Сканворды, кроссворды, судоку, кейворды онлайн

В прокат выходит новый фильм Никиты Михалкова, снятый по мотивам произведений Бунина. Станислав Зельвенский обнаружил, что обещанную историю любви совсем не слышно за очередным плачем о потерянной России.

Ноябрь 1920 года, армия Врангеля окончательно разбита Красной, Фрунзе вроде бы предлагает побежденным амнистию. В условной Одессе (обтекаемо названной «югом России»; впрочем, с узнаваемой лестницей) пленные белые офицеры сдают погоны интеллигентному комиссару и ждут, когда их отправят восвояси. Юнкер со светлым лицом пытается сделать групповую фотографию. Смутьян-ротмистр повторяет, что зря не расстреляли красную сволочь, когда еще могли. Конформист-полковник трусливо озирается. Усатый есаул умиленно рассматривает деревянных лошадок. Безымянный капитан (Мартинс Калита), усиками слегка напоминающий Высоцкого в его одесских фильмах, бродит в прострации и бормочет: «Как это все случилось? Когда все началось?» Началось все 13 лет назад, когда капитан, тогда еще поручик, плыл по Волге на кораблике и неосмотрительно влюбился в попутчицу (Виктория Соловьева).

Фильм, таким образом, перемещается взад-вперед между двумя временными пластами. В одном — голубое небо и зеленые дали, белоснежный пароход «Летучий» и его убеленный благородными сединами капитан, детский смех и свежепокрашенные перила, арии на французском языке и шаль на ветру, золотые пуговицы и маковки церквей, и соломенные шляпки, и бабочки, и корзины с фруктами, и рыжий звонарь с лукошком. В другом — колючая проволока, грязь, сожженные дома, пьяная солдатня, из ухарства убивающая павлина. Потрепанные врангелевские офицеры с опустошенными лицами. «Говорите по-французски? А зачем?» — риторически вопрошает казак. Время от времени в кадр въезжает красавица в кожанке Розалия Землячка в сопровождении комического идиота Белы Куна и надтреснутым голосом читает пленным нотации. Режиссер тут же осуждает проснувшийся в одном из героев антисемитизм, но не забывает на всякий случай сообщить зрителю, что настоящая фамилия Розалии — Залкинд. «Очень уж хотелось пощечину им влепить», — оправдывается девушка и идет пить водку.

Разумеется, автор не так прост, чтобы ограничиться контрастными картинками «до и после» Октябрьской революции. В дореволюционной идиллии — по Михалкову — уже живет червоточина, распылен невидимый ядовитый газ: здесь мелькнет фамилия Маркс, там — Дарвин. Как это все случилось? Так и случилось. Когда фокусник на корабле (смачный выход Авангарда Леонтьева), выпив опять-таки водки и гнусно ухмыляясь, сообщает герою, что настоящая-то жизнь — за границей. Когда мальчик в провинциальном городке задумывается о том, что все мы произошли от обезьян. Когда алчный священник, узнав, что клиент — москвич, требует 10 рублей за освящение нательного крестика. Когда герой увлекается незнакомкой, у которой на тумбочке стоит фото двух детей и Никиты Михалкова.

«Солнечный удар» изначально выглядел как акробатический номер: трехчасовой фильм (в перспективе — сериал) по крохотному и невесомому, дунешь — рассыплется, бунинскому рассказу про летний one-night stand. Потом объявили, что это заодно экранизация «Окаянных дней», — что бы это ни значило, информация была ложной: из бунинских дневников взято только время и место части действия, и то очень примерно — к ноябрю 1920-го писатель давно был во Франции. Одним словом, оказалось, естественно, что к Бунину «Удар» имеет самое косвенное отношение: это текст, от начала и до конца придуманный и написанный Михалковым и его соавторами. И даже на уровне интонации Никита Сергеевич бесконечно далек от «Дней», заметок, полных недоумения, отчаяния, ненависти и барской брезгливости. Михалков спокоен, Михалков даже великодушен; он знает ответы.

На самом деле идеология, о которой с режиссером можно, нужно, но уже совсем неинтересно спорить, — последняя из причин, по которым в «Солнечном ударе» не работает почти ничего из того, что должно работать. Он не состоялся прежде всего как художественное высказывание — и прежде всего потому, что Михалкова ничто не сдерживает, никто не говорит ему, когда надо остановиться. Его проклятие — абсолютная творческая свобода, полный контроль. У Михалкова давным-давно нет собеседника, кроме него самого, и это не столько смешно, сколько жутковато. Недаром при просмотре этого фильма — как и всех последних, впрочем, — не покидает ощущение, что Никита Сергеевич озвучивает сразу всех персонажей: и белый, и красный, и мужчина, и женщина, и старичок, и ребенок говорят одним голосом с безошибочно узнаваемыми интонациями.

Читайте также:  Темно коричневый кал у грудничка

Михалков отчаянно злоупотребляет тем, что у него как у режиссера получается. Как поэт-концептуалист, он повторяет слова до тех пор, пока они не теряют всякий смысл — и не приобретают новый, уже комический. Фирменные общие планы под музыку Артемьева с крохотным человечком в глубине кадра, задуманные как распахнутое окно, громоздятся друг на друга, тяжело дыша. Вновь и вновь пароход, нагруженный смыслами так, что чудом не тонет, уплывает в летнее марево. Кто-нибудь раз за разом вглядывается в бинокль. Шаль взмывает на ветру с регулярностью самолетов в аэропорту JFK. Мастер красноречивых деталей, Михалков тщательно вписывает их в каждый миллиметр своего полотна: в трехчасовом фильме некуда встать, не наступив на метафору России.

И Михалков легко прощает себе то, что у него как у режиссера сейчас не получается вовсе. Чудовищные, мучительно неловкие шутки. Романтические отношения: игривые пересвистывания и перекашливания в экипаже или ключевой эпизод знакомства в машинном отделении, снятый Владиславом Опельянцем как апофеоз клиповой пошлости. Или эротическая сцена, о которой, пожалуй, молчок: это надо увидеть. Рассвет встречает согрешивших героев краником, из которого медленно выкатываются капельки воды, и саблей, вставленной в ножны. «Вот вам карамелька, прощайте». Мерси.

Боль за отечество покрывает «Солнечный удар» ровным тонким слоем, как шоколадная глазурь. На всех уровнях: и там, где предполагается очаровательная суета, и там, где речь вроде бы идет об ужасе невозможной любви. И там, где автор собрал несколько мифических белогвардейских типажей, обнес их для верности колючей проволокой и заставил прямым текстом произносить подтекст остальных частей: «Какую страну загубили вот этими руками! Как жить, капитан?» Но вместо того чтобы скреплять фильм, эта слабая, ноющая на одной ноте боль разъедает его структуру и разрушает драму. Если, садясь на пароход, ты точно знаешь, как он причалит, что промелькнет за окном и какой фокус покажут в кают-компании, это уже не путешествие, а утомительная поездка. Но совсем печально — идти по расписанию ко дну.

В разных регионах русалок описывают по-разному. В южных и средних широтах она шаловливая, веселая и коварная. Она представала в облике молодой простоволосой девушки, иногда прикрывающей наготу тонкой белой рубашкой. Бледнолицая, с большими зелеными глазами, она любила веселиться и часто выходила на сушу, чтобы поводить хороводы с другими мавками, покачаться на ветвях ивы или вербы.

Великорусскую русалку чаше представляли чертовкой, щедрой на злоключения. Северные народы называли так ведьм, которые выбирали местом обитания лесную чащу. Так русалку считали уродливой злой бабой с копной зеленых водорослей вместо волос. Но по большей части щекотуньи имели очень соблазнительную внешность, с помощью которой заманивали в ловушку доверчивых одиноких путников.

Действительно ли у русалки есть рыбий хвост? По свидетельствам очевидцев, водная нечисть могла предстать перед человеком в разном облике: с хвостом и без него. Европейские источники приписывают водным соблазнительницам наличие хвоста. На Руси хвостатые русалки встречались крайне редко. Независимо от названия, будь то навка, чертовки, лоскотунья или водяница, все они имели перепонки между пальцами, боялись отходить от воды, чтобы не высохнуть.

Чем опасны русалки

Шалуньи крали полотно и нитки, которые ткачихи расстилали для отбеливания. Также могли под видом течения унести ткань во время полоскания. Мавка могла затопить совершенно сухое место в самое неподходящее время и погубить урожай. Злые русалки устраивали в сенокос бурю с градом, из-за чего портилось сено. От скуки водные обитательницы могли потешиться над стаей диких гусей, заночевавшей на воде. Шалуньи заворачивали им на спине крылья так, что те наутро не могли взлететь.

Но главная забава скучающих русалок — человек. Чтобы понять природу вредительства, нужно понимать природу мавок. Знающие люди предупреждали, что родительское проклятие может обречь дочь на безрадостное существование в обличии русалки. Еще ими становились некрещеные девочки и девушки, которые умерли неправильной смертью или покинули мир живых в русалочью неделю.

Несчастные при жизни не успели познать радость замужества и материнства. По этой причине их души не могли покинуть мир живых. Русалки всеми силами стремились соблазнить мужчину, будь то молодца или даже старца, чтобы успокоиться. Они очаровывали их красотой неприкрытой наготы.

Лоскотуньи себе на потеху щекотали жертву до смерти, либо сразу утаскивали на дно пруда. Девушкам и детям также грозила немалая опасность. Русалки увлекали их за собой, заманивая на глубину. Еще они могли подменить младенца под спящей матери.

Верные обереги от русалок

Чтобы не поддаваться чарам водных обитательниц, нужно носить с собой душистые травы: любисток, мяту, полынь, чеснок. Обычно из них делали специальные обереги. Специфический аромат не позволял русалке приблизиться и оберегал человека от нежелательной встречи. Щепотка трав, брошенных в речную воду, эффективно отгоняла прячущихся мавок.

Читайте также:  Стопдиар или имодиум что лучше

На Руси праздновали русалочью неделю, чтобы обеспечить себе и семье благополучие на год вперед. Так, последний четверг перед Троицей называли Русальной Пасхой. Самое опасное было проявить невежество в этот день. Запрещалось работать в поле, шить, ткать, стирать и полоскать белье. Хозяйки даже полы не мели, чтобы не рассердить русалок.

Строго-настрого запрещалось иметь дело с водой: не купаться, не рыбачить, не париться в бане. Даже при наличии колодца воду для домашних дел заготавливали заранее, чтобы не пользоваться русалочьей водой. В этот день можно было, как разгневать, так и задобрить водных духов.

Как задобрить русалку

Всю русалочью неделю на фруктовых деревьях развешивали полотно — русалкам на сорочки. Так же практиковали оставлять во дворе разную одежду, краюшку хлеба. Большинство обрядов для задабривания русалок проводили на берегу водоема или ржаном поле.

По поверьям, в летние праздники неупокоенные души поднимались в воздух и просили о спасении. Если кому то из христиан доводилось услышать подобную просьбу, то тут же трижды читали молитву Ивану да Марье о крещении.

Проводы, похороны русалки

В этот день девушки, мечтающие поскорее выйти замуж, дарили русалкам венки. Сплетенные цветы вешали на ветвях лесных деревьев или пускали на воду. С обрядом преподношения связано много суеверий. Девицу ждало скорое замужество, если венок быстро уходил под воду. И наоборот, непринятый дар оставался плавать на поверхности, предвещая одиночество и статус старой девы.

Все участники празднования обязательно носили на голове венки с вплетенными душистыми травами, цветами. Украшение служило оберегом не только на один день, а на весь год до следующей русальной недели. Венок оберегал владельца и его дом от всевозможных напастей и поползновений потусторонних сил.

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.

Заметки о фильме «Солнечный удар» Никиты Михалкова

Наконец случилось это давно ожидаемое событие в среде киноманов отечественного кино – выход нового фильма Никиты Михалкова «Солнечный удар». и его показ на общенациональном канале в День народного единства 4 октября 2014 года. Режиссер соединил в фильме два произведения Ивана Бунина — рассказ «Солнечный удар» и его дневниковые записи «Окаянные дни». Соединение таких разнородных по стилю и по восприятию жизни текста представляет труднейшую задачу. Лирический рассказ о случайной любовной встрече молодого офицера с очаровательно пассажиркой парохода и история с затоплением большевиками баржи с пленными белыми офицерами логически не соединимы. Их можно представить фрагментами общего мета-смысла, существующего за пределами исходных литературных произведений, написанных в разные годы, в разных странах, от разных литературных героев.

Естественно, это приглашает к поиску внешних, и внутренних смыслов.
В своих интервью на ТВ Никита Михалков, неоднократно назвал главной идеей фильма ответ на главный вопрос, который ищут ответ герои фильма «Солнечный удар». – “Как это случилось”?. А если попытаться расширить вопрос, то «что привело к поражению и гибели русское офицерство, т.е. дворянство»?. Автор фокусирует внимание именно на этом социальном слое, так как те люди «из народа», с которыми сталкивается молодой офицер, в основном, из обслуги. Это служители гостиницы, фотограф, извозчик, официант, фокусник, (читай – мошенник), заэкранный выжига священник, и матросы на пассажирском пароходе, которые не определяют основного хода событий.
Все они живут за счет своих клиентов и у них нет причин для революционных идей. И потому через них не найти ответа на главный вопрос фильма.

Другое дело – мальчик Егорий. Это антипод главному герою, его жизнь проведена через весь фильм, и он станет одним из палачей русских офицеров. Обратим внимание, что мальчик показан не укорененным в своей среде. По фильму не понять, кто его родители, почему он бездельничает целыми днями. Почему не заинтересован даже в ловле рыбы, естественной форме жизни на Волге. Он и в деньгах заинтересован только потому, что хочет увидеть другие страны.
Режиссер, вырывая его из социального слоя, из семьи, наделяет будущего карателя любознательностью и врожденным стремлением к романтической мечте. И тем намекает, что революция не зародилась в русском обществе, а была привнесена извне мечтателями и иноземцами.

Но в таком случае выбор бунинской прозы для фильма с такой глобальной проблемой не очень оправдан. Бунин в своих «Окаяныых днях» рассматривает последствия революции, а не её причины. А уж «Солнечный удар» и вовсе не про это, и привлечение его к столь значительной и социально острой теме совсем не бесспорно. И как бы отдельные критики ни пытались увидеть в этом фильме прообраз русского Титаника с концом света в виде кораблекрушения, как наказание за грехи молодого офицера, такое толкование кажется надуманным и чересчур отвлеченным от событий фильма.

При всем желании расшифровать русскую трагедию, её нельзя понять только через часть русского общества. Формирование революционного процесса в России ярко обозначилось после крестьянской реформы 1861 года. У него две основных проблемы — раскрепощение крестьян, обретение им незнаемых до того свобод (или идеи свободы) и решение вопроса о земле, не решенного до сих пор! Сейчас уже и крестьянства в России осталось на донышке, а земли у них как не было, так и нет! И сколь ни прелестны будут дамы на палубах или в гостиничных номерах, понять кАк нежное общение с ними приводит к гибели страны можно только через сторонние идеи, лежащие за пределами фильма.

Читайте также:  Тупая боль в области затылка

Например, привлекая теорию Льва Гумилева о пассионарности этноса. А в данном фильме — об отсутствии этой воли к жизни у русского офицерства, которое показано в фильме, как масса обреченных на гибель людей без какой-бы то ни было реальной попытки сопротивления обстоятельствам. Тайное удушение полковника-бунтаря только подчеркивает их общую покорность судьбе.
По Гумилеву такие проявления относятся к фазе обскурации – снижению уровня пассионарного напряжения, ведущее к исчезновению этноса, как системы

Сильного волевого импульса нет и у героя любовной истории. Все его манипуляции с летающим шарфиком, тайное проникновение к туалетному столику дамы, смущения и топтание вокруг да около можно скорее описать словом «волочиться», нежели неким солнечным ударом, который, выведенный в образную формулировку, наиболее ярко характеризует пассионарность по Гумилеву. .

В этом отношении очень показательно использование в сцене любовной встречи киноцитаты из классики эротического фильма «Девять с половиной недель» Э.Лайна, в котором любовники сходятся на кожухе работающего двигателя парохода. В нём мощь судового двигателя и воодушевление любовных партнеров впечатляют. Но в нашем фильме этот контраст неистовой силы мотора и анемичности исполнителей несут характер пародийности и вызывает недоумение. И что, неужели мы сочтем, что мастер кино не смог поставить эротическую сцену, которую делает на раз каждый студент ВГИКа? Нет, режиссер и здесь последовательно проявляет свою концепцию фильма, показывая через внешнюю иммобильность персонажей контраст воображаемого и реального. И через него стертость эмоций героев.

А вот кто в наибольше мере проявляет в фильме пассионарность и является главной зловещей силой, так это комиссар Землячка. Она уверенна, страстна, изобретательна. Именно её образ помогает дать ответ на главный вопрос: «Как все это случилось»? Да потому, что комиссары не занимались разговорами, не растекались мыслью по древу, не медлили, а решительно и жестко проводили в жизнь свою идею в противовес отвлеченным рассуждениям и сентиментальности уходящего с подмостков истории дворянства.

Интересно, что в киноязыке фильма раскрывается сущность ответа на главный вопрос. Течение фильма характерно вальяжностью и размытостью ритмов, частыми отступлениями от главной темы, сентиментальностью и любованием деталей. От этого фильм чрезмерно растянут. В трех часах экранного времени только три события – сдача офицеров, встреча поручика с дамой и гибель офицеров. Остальное эстетское смакование предметов и пейзажей.
И это не случайность, не отсутствие режиссерской воли, а проявление своего внутреннего родства с героями из числа Белой гвардии. Тем более, что режиссер действительно, из потомственного дворянства. Только он знает истинную историю России на сотню лет вперед, нежели его гером. И, зная будущее, пытается ответить на вопрос «Как это случилось, почему погиб цвет русской нации».
Расшифруем этот ответ: «Из-за нерешительности, слабоволия и отсутствия сильной воли и руки». Это и есть, на наш взгляд, главная мысль фильма.

А раз так, то над ответить еще на один вопрос: Чья же рука способна творить новую историю и наводить новый порядок? Конечно, гротесковая инородица Землячка на эту роль не пойдет. А вот в мальчике Егории видятся черты положительного образа, истоки которого определены еще в Илюше Обломове — те же пробеги обаятельного мальчика по склонам у реки,тот же звонкий голос, та же отделенность от реальной жизни, эмоциональность. И некая тайна.
В «Солнечном ударе» Егор проходит свой путь и вырастает в собранного взвешенного человека, четко выполняющего намеченную цель. Он с хладнокровием и внешнем офицерским благородством возвращает часы офицеру перед тем, как дать команду на его затопление. Все разумно, благородно и жестоко. И имя его для этого очень подходит – ведь именно Георгий Победоносец поразил злого дракона.
Как затейливы спирали творческого мышления! Ведь если развернуть судьбу Георгия, наполнить её сложными перипетиями, то она могла стать основой фильма о жизни чекиста, по всем канонам советского кино. А если еще и подвигов его показать, то вот и положительный герой, который вошел бы в хрестоматии отечественного кино, как Зорге или Абель.
Не случайно и очевидное внутреннее сходство Егора из «Солнечного удара» с полковником НКВД Арсентьевым из другого фильма Михалкова «Опаленные солнцем»
Так что в фильме можно найти не только вопрос — как русское общество попало в смертельную воронку?, но и ответ: в чем путь к спасению в критические моменты истории? На наш взгляд, он содержится в ткани фильма: в непреклонности Воли и Духа!

Предвижу возражения, что, мол, сам режиссер в своих интервью и ответах на вопросы о фильме нн разу не обмолвился о такой формулировке. Но ведь тут рассматривается не интервью, не намерения, а логика событий, и содержательная сторона фильма.
Конечно, фильм надо смотреть, восхищаясь его тщательно и чувственно снятыми кадрами и отыскивать свои смыслы — этот многослойный фильм, открыт для них.

= = = = = = = =
# Русское кино, Никита Михалков, премия Оскар, Лев Гумилев, Бунин, пассионарность, Белая гвардия, большевики, эротизм, Виктор Астраханцев

Ссылка на основную публикацию
У ребенка чешутся зубы что делать
В любой момент у каждого из нас могут появиться неприятные симптомы, связанные с болевыми ощущениями, скованностью, онемением. Но есть специфические...
У ребенка хрустит тазобедренный сустав
Почему хрустят и щелкают суставы у младенцев? Отвечает педиатр, доктор медицинских наук, профессор Лев Хахалин: – Действительно, у малышей в...
У ребенка часто болит голова в области лба
У детей головные боли возникают по различным причинам. У малышей до 2 лет недомогание чаще всего сопровождается повышенной температурой, что...
У ребенка чешутся стопы ног что делать
Наверняка многие не понаслышке знают о том, какое неприятное чувство дискомфорта испытываешь, когда чешутся ступни ног. При этом степень неудобства...
Adblock detector