У здорового человека интенсивная умственная работа вызывает

У здорового человека интенсивная умственная работа вызывает

Меню сайта

  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Экология вокруг нас
  • Общая экология
  • Естествознание и основы экологии
  • Экология человека
  • Экология младенчества
  • Литература
  • Материалы
  • Студентам

Экология человека » ОБЩИЙ КУРС ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА » Социальная адаптация » Умственная работа

Умственный труд сопряжен с работой корковых структур полушарий головного мозга. В интеллектуальном труде преобладает информационный компонент. Важна и психическая составляющая. Для такого рода труда особую роль играют две группы психических явлений: психические процессы, включающие такие важные функции, как внимание, память, эмоции и другие, а также психические свойства личности работающего, его индивидуально-типологические особенности, интересы, способности. В умственном труде большую роль играют такие элементы психической деятельности, как психические акты, связанные со зрительным и слуховым восприятием, волевые, сенсомоторные акты. Все виды интеллектуального труда включают высшие психические функции внимания и памяти, а сам процесс умственного труда состоит из трех основных компонентов: восприятия, переработки информации и принятия решений.

Умственная деятельность характеризуется значительным разнообразием, но, учитывая ее специфику (мозг является не только регулирующим, но и работающим органом), влияние такой работы прежде всего будет сказываться на функциональном состоянии ЦНС. Первичные функциональные изменения при умственном труде в организме обнаруживаются в процессах нервной регуляции, прежде всего в динамике изменений высшей нервной деятельности. Протекание психических процессов сопровождается активацией соответствующей функциональной системы. Так, во время интеллектуальной деятельности процессы активации развиваются во многих зонах мозга, захватывая и левое, и правое полушария. При различных видах деятельности (перцептивной, моторной и т. п.) в разных областях коры развиваются локальные процессы активации.

Умственная деятельность у человека сопровождается изменениями функционального состояния различных органов и систем организма. Она связана с деятельностью нервных клеток головного мозга, которая сопровождается усилением расхода энергии. Но это не всегда отражается на общем энергетическом балансе организма. Экспериментально установлено незначительное повышение показателей газообмена при умственной работе.

Интеллектуальная деятельность отражается на определенных нейродинамических, нейрофизиологических состояниях головного мозга. Эти состояния могут выражаться в виде усиления кровоснабжения мозга, повышения энергетического обмена нервных клеток, изменения показателей биоэлектрической активности мозга. Любая умственная деятельность сопровождается нервно-психическим напряжением, поскольку информация несет не только осведомляющую, но и большую эмоциональную нагрузку. Умственная работа, связанная с нервно-эмоциональным напряжением, вызывает повышение активности симпатико-адреномедуллярной, гипоталамо-гипофизарной и адренокортикальной систем, поскольку эти системы играют ведущую роль в механизмах эмоций. Повышение их активности проявляется в усилении секреции катехоламинов и глюкокортикоидов. Поэтому нервно-психическое напряжение сопровождается усилением деятельности сердечно-сосудистой системы и дыхания, повышением тонуса мускулатуры, энергетического обмена.

Таким образом, повышение суммарных затрат у человека при умственной деятельности определяется степенью нервно-психической напряженности. Обычные показатели, характеризующие функциональное состояние отдельных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, ЦНС), не отражают интенсивности умственной работы человека.

Кратковременная интенсивная умственная работа вызывает учащение сердечных сокращений, длительная работа – их замедление. При интеллектуальном труде незначительно повышается кровяное давление, увеличивается кровенаполнение головного мозга, усиливается электрическая активность мышц, отражающая напряжение скелетной мускулатуры. Различно выраженные сдвиги вегетативных функций при умственной работе могут быть объяснены различным эмоциональным напряжением человека, связанным с условиями работы. Реакции со стороны вегетативных функций при нервно-психическом эмоциональном напряжении аналогичны реакциям, сопровождающим физическую работу (тахикардия, повышение кровяного давления, изменение ЭКГ, увеличение легочной вентиляции, потребления кислорода, повышение температуры тела и др.). При умственной работе, сопровождающейся нервно-психическим, эмоциональным напряжением, вегетативные сдвиги не носят специфических черт по сравнению с физической работой, они различаются количественными характеристиками.

Тесты по теоретическому зачету

ВАРИАНТ 1

Какое из приведенных понятий является более широким?

1. Физическое воспитание;

2. Физическая культура;

4. Физическое совершенство.

2. Физическая рекреация – это, прежде всего:

1. Двигательный активный отдых, туризм;

2. Средство лечения и восстановление функций после травм или заболеваний;

3. Утренняя гимнастика;

4. Дозированный бег.

3. Студенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья зачисляются в отделение:

4. Оценка по итоговой аттестации определяется по:

1. Уровню выполнения тестов по физической подготовке;

2. Уровню выполнения тестов по профессионально-прикладной подготовке;

3. Устному опросу по теоретическому и методическому разделам программы;

4. Включает все вышеперечисленные разделы.

5. «Спорт» — это, прежде всего:

1. Совершенствование физических качеств (силы, выносливости, быстроты);

3. Преодоление максимальных нагрузок;

4. Участие в соревнования, направленность тренировок на достижение высокого спортивного результата.

6. Что не включает в себя массовая физическая культура:

1. Физическое воспитание;

3. Физическая рекреация;

4.Гигиеническая физическая культура.

7. Оптимальная двигательная активность в день –

4. Более 3 часов.

Какой фактор играет решающую роль при заболеваниях сердца и сосудов

1.Экология;

3.Наследственность;

4.Здравоохранение.

9. Норма сна для студентов:

4. 9 часов и более.

Читайте также:  Тендомиозит голени

Какие методы используются для уменьшения воздействия стресса?

1.Аутогенная тренировка;

2. Дыхательная гимнастика;

3. Регулярная умеренная физическая нагрузка;

4. Совокупность всех перечисленных методов.

ВАРИАНТ 2

1. Одним из основных понятий биологических основ физической культуры является гомеостаз. Гомеостаз это:

1. Постоянство внутренней среды организма;

2.Приспособление организма к среде обитания;

3.Функциональная единица организма;

4.Обмен веществ в организме.

2. Суставы, связки, сухожилия входят:

3. Мышца состоит из волокон:

1.Красных;

2.Белых;

3. Красных и белых;

4.Смешанных.

4. Масса скелетных мышц у человека составляет от общей массы тела около:

1.25-30%

3.45-50%

4.15-20%

5. Экономичнее и эффективнее осуществляется ресинтез АТФ:

3. Без особой разницы;

4. За счет мышечного синапса.

6. Клетки крови, транспортирующие кислород к тканям называются:

7. Занятия физическими упражнениями в целом влияют на умственную работоспособность:

4. У всех по разному.

8. Отрицательные изменения в организме из-за недостатка движения в организме называются:

1.Гипокинезия;

3.Гипотония;

4.Гипоклепсия.

Что является главным источником энергии в организме?

4. Минеральные вещества.

10. Для повышения максимального потребления кислорода (МПК) следует выполнять нагрузку с частотой пульса:

4. Свыше 180 уд/мин.

ВАРИАНТ 3

1. У здорового человека интенсивная умственная работа вызывает:

1.Замедление сердечных сокращений;

2.Учащение сердечных сокращений;

3.Не влияет на частоту сердечных сокращений;

4.Перебои в частоте сердечных сокращений.

2. Способность выполнять работу на заданном уровне эффективности в течение определенного времени:

1.Рекреация;

2.Психофизиологическая характеристика труда;

3.Работоспособность;

4.Утомление.

3. Факторы, влияющие на работоспособность:

1. Физиологическое состояние;

2. Психическое состояние;

3. Физическое состояние;

4. Все перечисленные состояния.

4. В соответствии с биоритмами самая низкая работоспособность:

1.С 6 до 10 часов утра;

2.С 12 до 15 часов дня;

3.С 18 до 20 часов вечера;

4.С 2 до 4 часов ночи.

5. Оценить эмоциональное состояние человека, его настроение можно по тесту:

1. Люшера (выбор цвета);

2.Купера (выбор дистанции);

3.Амосова (выбор звука);

4.Ухтомского (выбор энергозатрат).

6. Зона оптимального взаимодействия умственной и физической работоспособности соответствует использованию нагрузки с частотой пульса:

4. Свыше 180 уд/мин.

Что свидетельствует о высокой интенсивности работы головного мозга человека?

1.Масса головного мозга;

2.Состав головного мозга;

3.Потребление кислорода;

4.Потребление углекислого газа.

1. У здорового человека интенсивная умственная работа вызывает:

а) замедление сердечных сокращений;

б) учащение сердечных сокращений;

в) не влияет на ЧСС;

г) перебои в ЧСС.

2. Факторы, влияющие на работоспособность:

а) физиологическое состояние;

б) психическое состояние;

в) физическое состояние;

г) все перечисленные состояния.

3. В соответствии с биоритмами самая низкая работоспособность приходится на время:

а) с 6–10 часов; в) с 18–20 часов;

б) с 12–15 часов; г) с 2–4 часов

4. Оценить эмоциональное состояние человека, его настроение можно по тесту:

а) Люшера (выбор цвета);

б) Купера (выбор дистанции);

в) Амосова (выбор звука);

г) Ухтомского (выбор энергозатрат).

5. Что свидетельствует о высокой интенсивности работы головного мозга человека:

а) масса головного мозга; в) потребление кислорода;

б) состав головного мозга; г) потребление углекислого газа.

6. Субъективное чувство, сопутствующее снижению работоспособности:

а) утомление; в) переутомление;

б) усталость; г) релаксация.

7. Что относится к психорегулирующей тренировке:

а) круговая; в) аутогенная;

б) аэробная; г) циклическая тренировка.

8. Способность выполнять работу на заданном уровне эффективности в течение определенного времени:

б) психологическая характеристика труда;

Тема 3. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания.

1. Что относится к средствам физической культуры:

а) оздоровительные силы природы (солнце, воздух и вода);

б) физические упражнения;

в) гигиенические факторы;

г) все перечисленные средства.

2. На начальных этапах занятий физической культурой развитие одного физического качества влияет на развитие другого качества:

а) положительно; в) не взаимосвязано;

б) отрицательно; г) зависит от возраста.

3. Что требуется для развития быстроты:

а) физические упражнения выполнять на средних скоростях;

б) следить за техникой выполнения упражнения;

в) физические упражнения выполнять на фоне утомления;

г) необходимы паузы отдыха до полного восстановления.

4. Уровень проявления гибкости ниже:

а) после разминки, массажа;

г) у девушек (по сравнению с юношами).

5. Ловкость оценивается точностью движений по параметрам:

а) только пространства; в) только за счет мышечного усилия;

б) только времени; г) всех перечисленных параметров.

6. Уровень выносливости зависит от:

а) мощности работы сердца и легких;

г) всех перечисленных факторов.

7. Восстановление основного источника энергии (АТФ) идет в организме путем:

а) аэробным; в) аэробным + анаэробным;

б) анаэробным; г) АТФ не восстанавливается.

Читайте также:  Спринцевание календулой при молочнице

8. Сила мышц человека измеряется с помощью:

а) калипера; в) весов и ростомера;

б) динамометра; г) спирометра.

9. Базой, основой повышения работоспособности является:

а) общая физическая подготовка; в) спортивная подготовка;

б) специальная подготовка; г) прикладная подготовка.

10. Нормативы по тесту К. Купера включают:

а) бег на 5 000 (3 000) м;

б) преодоление расстояния за 7 мин. в беге, плавании, велокроссе;

в) преодоление расстояния за 12 мин. в беге, плавании, велокроссе;

г) прыжки на скакалке в течение 1 мин.

11. Продолжительность работы субмаксимальной мощности составляет:

а) до 20–25 сек.; в) от 3–5 до 30 мин.;

б) от 25 до 3–5 мин.; г) свыше 30 мин.

12. В зоне максимальной мощности работа выполняется в основном за счет:

а) аэробного энергоснабжения;

б) анаэробного энергообеспечения;

в) аэробного и анаэробного в равных соотношениях;

г) больше аэробного, чем анаэробного.

13. Какая мышца является антогонистом двуглавой мышцы плеча (бицепс):

а) трапециевидная мышца;

б) большая грудная мышца;

в) дельтовидная мышца;

г) трехглавая мышца плеча (трицепс).

14. Физические упражнения, стимулирующие рост тела:

а) упражнения на координацию движения;

б) силовые упражнения;

в) прыжковые упражнения;

г) беговые упражнения.

15. Упражнения, способствующие снижению веса тела:

а) упражнения на быстроту;

б) атлетическая гимнастика;

в) бег на средние и длинные дистанции;

г) бег на короткие дистанции.

16. Одна из форм учебных занятий в вузе, называемая элективной, это:

а) дополнительные (факультативные);

в) занятия по выбору;

17. Нагрузки для развития физических качеств целесообразно планировать в порядке:

а) быстрота > сила > выносливость;

б) сила > быстрота > выносливость;

в) выносливость > быстрота > сила;

г) быстрота > выносливость > сила.

18. В какой части занятия очень важно выполнять упражнения на разгрузку позвоночного столба:

1. при комфортной температуре (18 – 20 градусов тепла);

2. в положении лежа (но обследуемый не должен спать);

3. в состоянии эмоционального покоя, так как стресс усиливает метаболизм;

4. натощак, т. е. через 12 – 16 ч после последнего приема пищи.

Основной обмен зависит от пола, возраста, роста и массы тела человека. Величина основного обмена в среднем составляет 1 ккал в 1 ч на 1 кг массы тела. У мужчин в сутки основной обмен приблизительно равен 1700 ккал, у женщин основной обмен на 1 кг массы тела примерно на 10% меньше, чем у мужчин, у детей он больше, чем у взрослых, и с увеличением возраста постепенно снижается.

У млекопитающих величина основного обмена, рассчитанная на 1 кг массы тела, сильно различается: чем меньше животное, тем выше обмен. Если пересчитать интенсивность обмена на 1 м 2 поверхности тела, то полученные величины отличаются не столь значительно. Макс Рубнер в 1868 г. установил, что затраты энергии (интенсивность обмена) пропорциональны величине поверхности тела. Это объясняется необходимостью поддерживать постоянную температуру, соотношением теплопродукции и теплоотдачи, так как при относительно большой поверхности теряется больше тепла. У человека отношение основного обмена к поверхности тела оказалось величиной сравнительно постоянной. Ежедневная продукция тепла на 1 м 2 поверхности тела у человека равна 3559–5234 кДж (850–1250 ккал).

Правило поверхности лишь относительно верно, о чем свидетельствует тот факт, что у индивидуумов с одинаковой поверхностью тела интенсивность метаболизма может значительно различаться. Это связано с особенностями метаболизма, состоянием нервной, эндокринной и других систем.

Суточный расход энергии

Суточный расход энергии у здорового человека значительно превышает величину основного обмена и складывается из следующих компонентов: основного обмена; рабочей прибавки, т. е. энергозатрат, связанных с выполнением той или иной работы; специфического-динамического действия пищи. Совокупность компонентов суточного расхода энергии составляет рабочий обмен. Мышечная работа существенно изменяет интенсивность обмена. Чем интенсивнее выполняемая работа, тем выше затраты энергии. Степень энергетических затрат при различной физической активности определяется коэффициентом физической активности – отношением общих энергозатрат на все виды деятельности в сутки к величине основного обмена. По этому принципу все население делится на 5 групп.

Для людей, выполняющих легкую работу сидя, нужно 2400 – 2600 ккал в сутки, работающих с большей мышечной нагрузкой, требуется 3400 – 3600 ккал, выполняющих тяжелую мышечную работу – 4000 – 5000 ккал и выше. У тренированных спортсменов при кратковременных интенсивных упражнениях величина рабочего обмена может в 20 раз превосходить основной обмен. Потребление кислорода при физической нагрузке не отражает общего расхода энергии, так как часть ее тратится на гликолиз (анаэробный) и не требует затраты кислорода. Разность между потребностью в О2 и его потреблением составляет энергию, получаемую в результате анаэробного распада, и называется кислородным долгом. Потребление О2 и после окончания мышечной работы остается высоким, так как в это время происходит возвращение кислородного долга. Кислород затрачивается на превращение главного побочного продукта анаэробного метаболизма – молочной кислоты в пировиноградную, на фосфорилирование энергетических соединений (креатинфосфат) и восстановление запасов О2 в мышечном миоглобине.

Читайте также:  Таз анатомия человека строение

Прием пищи усиливает энергетический обмен (специфическое динамическое действие пищи). Белковая пища повышает интенсивность обмена на 25 – 30%, а углеводы и жиры – на 10% или меньше. Во время сна интенсивность метаболизма почти на 10% ниже основного обмена. Разница между бодрствованием в состоянии покоя и сном объясняется тем, что во время сна мышцы расслаблены. При гиперфункции щитовидной железы основной обмен повышается, а при гипофункции – понижается. Понижение основного обмена происходит при недостаточности функций половых желез и гипофиза.

При умственном труде энерготраты значительно ниже, чем при физическом. Даже очень интенсивный умственный труд, если он не сопровождается движениями, вызывает повышение затрат энергии лишь на 2–3% по сравнению с полным покоем. Однако если умственная активность сопровождается эмоциональным возбуждением, энерготраты могут быть заметно большими. Пережитое эмоциональное возбуждение может вызывать в течение нескольких последующих дней повышение обмена на 11 – 19%.

Обмен веществ начинается с поступления питательных веществ в желудочно-кишечный тракт и воздуха в легкие.

Первым этапом обмена веществ являются ферментативные процессы расщепления белков, жиров и углеводов до растворимых в воде аминокислот, моно- и дисахаридов, глицерина, жирных кислот и других соединений, происходящие в различных отделах желудочно-кишечного тракта, а также всасывание этих веществ в кровь и лимфу.

Вторым этапом обмена являются транспорт питательных веществ и кислорода кровью к тканям и те сложные химические превращения веществ, которые происходят в клетках. В них одновременно осуществляются расщепление питательных веществ до конечных продуктов метаболизма, синтез ферментов, гормонов, составных частей цитоплазмы. Расщепление веществ сопровождается выделением энергии, которая используется для процессов синтеза и обеспечения работы каждого органа и организма в целом.

Третьим этапом является удаление конечных продуктов распада из клеток, их транспорт и выделение почками, легкими, потовыми железами и кишечником.

Превращение белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и воды происходит в тесном взаимодействии друг с другом. В метаболизме каждого из них имеются свои особенности, а физиологическое значение их различно, поэтому обмен каждого из этих веществ принято рассматривать отдельно.

Белки используются в организме в первую очередь в качестве пластических материалов. Потребность в белке определяется тем его минимальным количеством, которое будет уравновешивать его потери организмом. Белки находятся в состоянии непрерывного обмена и обновления. В организме здорового взрослого человека количество распавшегося за сутки белка равно количеству вновь синтезированного. Десять аминокислот из 20 (валин, лейцин, изолейцин, лизин, метионин, триптофан, треонин, фенилаланин, аргинин и гистидин) в случае их недостаточного поступления с пищей не могут быть синтезированы в организме и называются незаменимыми. Другие десять аминокислот (заменимые) могут синтезироваться в организме. Из аминокислот, полученных в процессе пищеварения, синтезируются специфические для данного вида, организма и для каждого органа белки. Часть аминокислот используются как энергетический материал, т. е. подвергаются расщеплению. Сначала они дезаминируются – теряют группу -NH2, В результате образуются аммиак и кетокислоты. Аммиак является токсическим веществом и обезвреживается в печени путем превращения в мочевину. Кетокислоты после ряда превращений распадаются на СО2 и Н2О.

Скорость распада и обновления белков организма различна – от нескольких минут до 180 суток (в среднем 80 суток). О количестве белка, подвергшегося распаду за сутки, судят по количеству азота, выводимого из организма человека. В 100 г белка содержится 16 г азота. Таким образом, выделение организмом 1 г азота соответствует распаду 6,25 г белка. За сутки из организма взрослого человека выделяется около 3,7 г азота, т. е. масса разрушившегося белка составляет 3,7 х 6,25 = 23 г, или 0,028 – 0,075 г азота на 1 кг массы тела в сутки (коэффициент изнашивания Рубнера).

Если количество азота, поступающего в организм с пищей, равно количеству азота, выводимого из организма, то организм находится в состоянии азотистого равновесия. Если в организм поступает азота больше, чем выделяется, то это свидетельствует о положительном азотистом балансе (ретенция азота). Он возникает при увеличении массы мышечной ткани (интенсивные физические нагрузки), в период роста организма, беременности, во время выздоровления после тяжелого заболевания. Состояние, при котором количество выводимого из организма азота превышает его поступление в организм, называют отрицательным азотистым балансом. Оно возникает при питании неполноценными белками, когда в организм не поступают какие-либо из незаменимых аминокислот, при белковом или полном голодании.

Ссылка на основную публикацию
У женщин при мочеиспускании струя разбрызгивается
Затрудненное мочеиспускание у женщин также называют дизурией, при этом термин является собирательным и включает несколько разновидностей патологических состояний. Такой диагноз...
У девушки при мочеиспускании кровь
Следует знать, что красная моча может быть результатом потребления некоторых продуктов – например, свеклы и ревеня. Однако следует проконсультироваться с...
У девушки чешется пизда
Зуд во влагалище – достаточно неприятное ощущение. Зуд возникает по многим физиологическим причинам, может самостоятельно возникать и также неожиданно исчезать....
У женщины 60 лет норма пульса
5 комментариев Современные врачи одинаковое внимание уделяют как артериальному давлению, так и пульсу. Эти два параметра дают наиболее полную оценку...
Adblock detector